Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

на правах рекламы

тут можно купить китайский чай

Ремонт и обслуживание кондиционеров в Москве и области . Сервисный центр по ремонту и обслуживанию кондиционеров в Москве с выездом профессионального мастера на дом и в офис. Ремонт кондиционера по оптимальным ценам: оригинальные запчасти, гарантия. Диагностика при заказе – бесплатно.

Академия и Товарищество: пламя войны

Появление Товарищества передвижных выставок, члены которого открыто высказывались против академических принципов развития отечественного искусства, в определенной мере пошатнули позиции Академии. Подобно участникам «Бунта четырнадцати», члены Товарищества видели свою главную цель в борьбе с Академией, забывая зачастую, что сами получили отличное образование именно в этом учебном заведении. Пушкин сравнил восторг передвижников с шалостью младенца, который чуть прорезавшимися (и совсем некрепкими) зубами пытается укусить грудь, которая его кормит.

Мнимое превосходство Товарищества — идеологические заблуждения

После блистательного и весьма доходного проведения первых выставок участники Товарищества передвижников испытали самое настоящее «головокружение от успехов». В своем успехе они видели, во-первых, подтверждение своей правоты касательно отмены званий и чинов для представителей художественной братии, а во-вторых, воспринимали свой взлет как предвестие падения Академии. По большей части эти мнения были ошибочными: в активе передвижников был лишь кратковременный коммерческий успех, творческое нетерпение и эмоциональность. В противовес этому Академия располагала многолетним опытом и оставалась крупнейшим учебным заведением, дающим художественное и ремесленное образование.

Строго говоря, передвижники «воевали» с Академией ради войны, а не ради победы. Ведь что делать с победой, достанься она им, не имел представления никто из участников Товарищества. Да и некогда было бы передвижникам вкушать плоды победы, слишком много у них было творческих и организационных задач.

Скрытая война: тактический ход или уступки со стороны Академии?

Многие сторонники Академии, понимая, насколько мощную силу на самом деле представляет это учреждение, не спешили вступать с Товариществом в открытую борьбу. На Академию работало время: впереди Товарищество ждали разочарования от насыщения рынка и падения спроса на произведения искусства, внутренняя конкуренция и межличностные конфликты.

Поэтому двери Академии долгое время оставались открытыми для тех, кто после ее окончания жаждал сокрушить академическую систему (многие передвижники получили звание академиков, уже числясь членами Товарищества). Актом дружелюбия (хотя и с долговременными стратегическими планами) стало и предоставление Академией своих залов для проведения первой передвижной выставки. Не обладая должным дальновидением, участники Товарищества расценили этот шаг как проявление страха и слабости.

Однако когда в 1872 году к работе по пересмотру академического устава были привлечены члены Товарищества Крамской (академик), Гун, Боголюбов и Ге (профессоры), они испытывали не радость близкой победы, а, скорее, разочарование. С одной стороны, приглашение Крамского, который совсем недавно был под полицейским «прицелом», было свидетельством признания Товарищества как внушительной творческой силы, с другой — с помощью передвижников Академия могла быть полностью отреставрирована и обрести устойчивость еще на долгие годы.

 
 
Всюду жизнь
Н. A. Ярошенко Всюду жизнь
Гора Ужба в Сванетии
Н. A. Ярошенко Гора Ужба в Сванетии
Автопортрет
В. И. Суриков Автопортрет, 1879
Ремонтные работы на железной дороге
К. А. Савицкий Ремонтные работы на железной дороге, 1874
Река осенью
П. И. Петровичев Река осенью, 1926
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок»