Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

Алексей Саврасов — душа, вложенная в пейзажи

Алексей Саврасов Алексей Саврасов родился 24 мая 1830 года в Москве. Отец Саврасова, купец третьей гильдии, мечтал о том, что сын пойдет по его коммерческим стопам. Однако Алексея с ранних лет привлекала живопись, и в 1844 году он против воли отца поступает в Московское училище живописи и ваяния. К окончанию училища, в 1850 году, Саврасов пишет «Камень у маленького ручья» и «Вид Московского Кремля при луне», за которые получает звание неклассного художника.

Расцвет и признание

Летом 1854 года, работая на берегу Финского залива, Саврасов написал картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», отличающиеся от всех предыдущих полотен особой лирикой в изображении природы. За эти картины, выставленные на академической художественной выставке 6 октября 1854 года, художник получил звание академика.

С 1857 года Саврасов занял место учителя в Московском училище живописи и ваяния. Прекрасный человек, талантливый художник и педагог, Саврасов всегда был окружен добрыми друзьями и благодарными учениками. Среди друзей Алексея Кондратьевича — В. Перов, с которым позже они будут стоять у истоков движения передвижников. 1857 год принес Саврасу еще одно важное событие — женитьбу на Софье Герц.

Саврасов всегда живо интересовался искусством западных коллег. Из своих зарубежных поездок в Лондон, Париж, Копенгаген, Берлин, Дрезден и другие города он «привез» яркие впечатления о самостоятельности и творческой правдивости западных мастеров изобразительного искусства.

Печаль и творчество

С 1870 года Саврасов жил с женой под Костромой и в Ярославле, где тихая и размеренная жизнь необыкновенно способствовала написанию чувственных, пронизанных любовью к родине и ее народу пейзажей. В это время написаны «Печерский монастырь под Нижним Новгородом», «Волга под Юрьевцем», «Разлив Волги под Ярославлем» и знаменитые «Грачи прилетели», о которых Крамской писал, что в них живет душа.

В 1871 году произошло трагическое событие в семье Саврасова — умерла его дочь. Это наложило отпечаток на творчество мастера: в его полотнах явственно чувствуются боль и печаль, а иногда и неприкрытая тоска. В конце 70-х годов Саврасов тяжело заболел, последующие годы до смерти были тяжелыми: художник мало работал, испытывал нужду, подавал прошения о денежных ссудах и получал отказы. Умер Саврасов в московской больнице для бедных, 26 сентября 1897 года.

Роль в Товариществе

Саврасов был в числе художников, с которых началось Товарищество передвижных художественных выставок. Он входил в совет учредителей и принял деятельное участие в организации первой выставки. Саврасову справедливо приписывают развитие особого пейзажного жанра — реалистичной лирики. Его «Грачи прилетели» оказались в числе самых ярких картин первой передвижной выставки и во многом предопределили ее успех. Такие признанные мастера пейзажа, как Поленов и Левитан, называли себя последователями и преемниками стиля Саврасова. В 70-е годы Саврасов был далеко не единственным русским пейзажистом, но он, безусловно, был одним из самых значительных и талантливых среди всех.

Манера письма. От академизма — к наблюдениям и настроению

Несмотря на то что Саврасов получил классическое художественное образование и первые работы его выполнены в лучших традициях академической школы, к романтизму в его творчестве всегда примешивалось живое любопытство наблюдателя. От этого даже первые полотна Саврасова привлекают душевностью и искренностью чувств. По словам современников, высоко ценивших талант Саврасова, до него никому не удавалось показать красоту русского пейзажа столь поэтично и глубоко.

В воспоминаниях современников

И. И. Левитан: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

«Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».

И. Н. Крамской: «Пейзаж "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

 
 
К концу лета на Волге
А. К. Саврасов К концу лета на Волге, 1873
Сухарева башня
А. К. Саврасов Сухарева башня, 1872
Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду
А. К. Саврасов Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду, 1851
Монастырские ворота
А. К. Саврасов Монастырские ворота, 1875
Волга близ Городца
А. К. Саврасов Волга близ Городца, 1870
© 2017 «Товарищество передвижных художественных выставок»