Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

На правах рекламы:

Большой выбор заведений для проведения торжественных мероприятий в свао: рестораны

Сергей Малютин — художник и архитектор

Сергей Малютин

Родился 22 сентября 1859 года в московской купеческой семье. Оставшись трех лет круглым сиротой, он воспитывался в доме тетки, жены мелкого чиновника. Мальчика отдали в коммерческое училище, а затем на бухгалтерские курсы, после окончания которых определили служить конторщиком в Воронеж. Художественные наклонности проявились у него рано. Но окружающая обстановка мало способствовала их развитию. Только в конце 1870-х годов, попав на открывшуюся в Воронеже передвижную выставку, Малютин впервые увидел подлинную живопись. Давние неопределенные мечтания обрели конкретность: пришло решение, несмотря ни на какие трудности, стать художником.

В 1880 году Малютин вернулся в Москву. Новыми глазами смотрел он на родной город с его памятниками прошлого, самобытной жизнью, живописными пригородами. Особенно полюбились Малютину окраинные московские улочки, похожие на сельские. После скучной службы чертежника Управления Брестской железной дороги он мог подолгу бродить по ним, впитывая неповторимую красоту природы, следя за меняющимся освещением, запоминая тончайшие цветовые оттенки. Впоследствии художник говорил, что именно во время этих прогулок развил он свое колористическое видение, которое определило самые сильные стороны таланта Малютина.

В 1886 году Малютин закончил Училище. На получение звания классного художника он хотел представить картину, посвященную труду плотовщиков на Москве-реке, однако выполнил только эскиз и этюды. Из-за замечаний В. Е. Маковского, показавшихся обидчивому и своевольному Малютину несправедливыми, он бросил работу и покинул Училище со званием свободного художника. Теперь Малютин зарабатывал на жизнь уроками рисования и одновременно упорно совершенствовал свое мастерство. В 1888 году совет Московского художественного общества наградил его двумя малыми серебряными медалями за этюд и рисунок с натуры.

Творчество Малютина 80-х — начала 90-х годов лежит в русле общих процессов искусства того времени. Живописец пробует себя в различных жанрах. В пейзаже он опирается на Поленова. Поленовские мотивы можно встретить уже в доучилищных вышеупомянутых вещах. «Подмосковный пейзаж» (1883) характеризуется стремлением, сохранив свежесть восприятия, создать картину с продуманной уравновешенной композицией. В дальнейшем пейзаж вытеснится у Малютина другими жанрами, вернее, растворится в них, сохранившись только в форме этюда. Сопоставление этюдов второй половины 80-х — начала 90-х годов с более ранними говорит об освоении художником пленэрной живописи. Главным в таких работах, как «Окно в вишневый сад» (1887), «Пейзаж с цветущей ивой» (1892), становится передача определенного состояния природы, реальной световоздушной среды. Однако от импрессионистических работ Константина Коровина их отличает меньшая острота в фиксации мимолетных впечатлений, меньшая легкость в исполнении. В пейзажах Малютина больше внимания уделено проработке формы, что особенно заметно в крымских этюдах начала 90-х годов, где живописец снова обнаруживает связь с поленовской школой.

В 1890 году Малютиным была написана картина «По этапу». Вдоль тюремной стены, плоскость которой, занимая весь второй план, составляет фон действия, по булыжной мостовой медленно движется толпа утомленных людей. Благодаря излюбленной Малютиным высокой точке зрения линия горизонта уходит за пределы полотна и на нем не остается места ни кусочку неба. Ракурс, кажущийся случайным, срезанность изображения краями холста делают композицию фрагментарной, и в то же время она отличается пластической ясностью, продуманным соотношением живописных масс, что сближает Малютина с его современником Сергеем Ивановым. Арестанты изолированы от внешнего мира глухими каменными плоскостями. Масса народа, густая слева, чуть разреживается к середине. Дальнейшее диагональное движение вправо останавливается встречным направлением фигуры городового, акцентированной вертикалью уличного фонаря. Городовой, подняв голову, кричит, обращаясь к кому-то на противоположной стороне тюремного двора или отдавая приказ. Поведение полицейских и сонного часового у двери подчеркивает обыденность происходящего и оттеняет трагизм положения арестантов. В их фигурах, на их лицах печать страдания, покорность судьбе. Малютин продолжает традицию «хоровой» передвижнической картины, повествующей о судьбах представителей разных сословий, но, в отличие от своего учителя В. Е. Маковского, не дает развернутых характеристик, а, ограничиваясь выразительно схваченной позой, деталью, создает обобщенный образ многоликой толпы бродяг и нищих, выброшенных из жизни.

Первая половина 20-х годов была для художника необыкновенно плодотворной. Одна за другой появлялись новые работы. Ярко выступил Малютин на VI и VIII ахрровских выставках, показав на них, помимо большого числа этюдов, тридцать новых портретов. По-прежнему большое внимание уделяет он образам мастеров художественной культуры. Среди его моделей В. И. Жолтовский (1919), Д.А.Фурманов (1922), Н. С. Моргунов (1924), О. Л. Книппер-Чехова (1925), А. С. Серафимович (1927). Многочисленны портреты живописцев. Здесь и те, кто получил известность еще до революции, — А.А.Борисов (1919), М. X. Аладжалов (1928), В. К. Бялыницкий-Бируля (1929)—и художники нового поколения: Ф. С. Богородский, А. В. Григорьев, Е. А. Кацман, П. А. Радимов, Б. Н. Яковлев, чьи портреты были на выставке «Жизнь и быт народов СССР».

Большой удачей Малютина явилось полотно «Партизан» (1936), в центре которого образ сурового воина гражданской войны. Он индивидуализирован, почти портретен, и одновременно — это картина, воссоздающая атмосферу тех дней. Малютин возвращается к излюбленному приему своего раннего творчества — укрупненная фигура на фоне пейзажа, — напоминая его другим мастерам советской живописи. Художник смело кадрирует композицию первого плана, срезая внизу рамой часть фигуры с винтовкой в руках и повозку, движущуюся прямо на зрителя. За спиной героя остаются широкие заснеженные поля с деревенькой у горизонта, излучина стынущей сизой реки, изрытая полозьями дорога. Предчувствие грозной опасности усиливается контрастом напряженного состояния партизана, всматривающегося вдаль, и безмолвия зимней природы. В «Партизане» развиты традиции ахрровского героического реализма. В то же время картина, написанная во второй половине 30-х годов, оказалась в числе тех немногих произведений изобразительного искусства, в которых звучат тревожные ноты предвоенного времени и на которые могли опереться советские баталисты в период Великой Отечественной войны. Весной 1934 года была организована персональная выставка Малютина, на ней экспонировались работы, созданные на протяжении без малого пятидесяти лет. Устроенная в период, когда проблемы освоения реалистического наследия были особенно актуальными, она произвела огромное впечатление. Многие впервые открыли для себя Малютина, Сверстникам он давал пример творческого долголетия, художественной молодежи — образец большого искусства, живописного мастерства. И все же на выставке, знакомившей зрителя в основном с портретами и жанровыми картинами, Малютин был представлен далеко не полно. В эти же годы художник пытается подвести в автобиографических записках итог своего пути. Он говорит и о станковой живописи, которой посвятил последние десятилетия, и о многочисленных декоративных работах, воплощенных в материале и оставшихся в эскизах. Вспоминая архитектурные проекты, утварь, изразцы, книжные иллюстрации, театральные постановки, мастер утверждает высокую миссию декоративного искусства, его равноправное положение с другими областями художественного творчества.

 
 
Скульптурная мастерская
С. В. Малютин Скульптурная мастерская, 1903
Портрет Д.А. Фурманова
С. В. Малютин Портрет Д.А. Фурманова, 1922
Автопортрет
С. В. Малютин Автопортрет, 1918
Портрет В.В. Переплетчикова
С. В. Малютин Портрет В.В. Переплетчикова, 1912
Портрет старого кооператора (Г.Н. Золотова)
С. В. Малютин Портрет старого кооператора (Г.Н. Золотова), 1921
© 2017 «Товарищество передвижных художественных выставок»