Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

На правах рекламы:

перегорела люминесцентная лампа

Петр Петровичев — живописец, мастер лирического пейзажа

Петр Петровичев

Петр Иванович Петровичев родился 6 (19) ноября 1879 г. в селе Высоково Угодической волости Ростовского уезда. Он рано начал рисовать, поэтому отец определил его в Ростовский Музей Церковных Древностей, где готовилась к открытию "резная" школа. Важную роль в этом сыграл И.С. Шляков, один из основателей музея. Время работы П.И. Петровичева в музее (1890-1892 гг.) было определяющим в жизни художника. Здесь он обрел навыки мастерства, в музее произошла его встреча с В.В. Верещагиным. Маститый живописец посоветовал юноше получить профессиональное художественное образование, а позже помог обустроиться в Москве. В 1892 г. П.И. Петровичев поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С момента открытия пейзажного класса в 1898 г. учился у И.И. Левитана, с 1900 г. Именно Левитан развеял в уме юноши царившие там легкие заблуждения и вывел его на широкую дорогу живописного мастерства. Левитан стал для него учителем в жизни и учителем в искусстве, теплую память и признательность к которому художник сохранил навсегда. После смерти известного пейзажиста - у А.М. Васнецова. Окончил училище в 1903 г. с большой серебряной медалью и званием "классного художника".

Еще будучи студентом училища, П.И. Петровичев начинает принимать участие в выставках. В 1899 г. он показывает свои работы на XIX Периодической выставке Московского общества любителей художеств, которая прошла в здании Исторического музея. Это было первым выступлением молодого художника на профессиональной выставке. В 1901 г. он показывает три пейзажа на XXIV выставке Товарищества передвижников. Его участие было отмечено критикой, а пейзаж "Поздний вечер" был воспроизведен в журнале "Мир искусства". В 1902 г. П.И. Петровичев принимает участие в петербургской выставке журнала "Мир искусства" 7-ю живописными произведениями, одно из которых - пейзаж "После дождя" - был приобретен в галерею П.М. и С.М. Третьяковых.

В 1903 году Петровичев заканчивает Училище. С 1904 г. П.И. Петровичев постоянный участник выставок "Союза русских художников", членом которого становится в 1910 г. В феврале 1906 г. на годичном общем собрании Товарищества передвижных художественных выставок 19-ю голосами из 25 выбран в члены Товарищества. В этом же году принял участие в организованной С.П. Дягилевым выставке русского искусства в Париже. Парижская газета писала: "Коровин, Петровичев, Рерих, Юон - пейзажисты, ищущие острых ощущений и выражающие их с редкой гармоничностью". К художнику приходит успех, признание, его картины начинают приобретаться Третьяковской Галереей.

В 1910 г. П.И. Петровичев принимает участие в XXXVIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок (в Москве и Петербурге) и в VII выставке картин "Союза русских художников". Впервые большая часть экспонированных полотен была посвящена Ростову. В 1911 г. архитектурные пейзажи и интерьеры П.И. Петровичева были приобретены в галерею П.М. и С.М. Третьяковых, музей Александра III и музей Академии художеств.

В 1917 г. состоялась первая персональная выставка П.И. Петровичева, которая экспонировалась с 7 октября по 5 ноября в Художественном салоне на Большой Дмитровке, там, где регулярно проходили выставки "Союза русских художников". "Петровичев подводит итоги двум десятилетиям работы и собрал сейчас свыше двухсот пятидесяти картин. Это работник упорный, искренний, достаточно умелый, - писал А.М. Эфрос, - но вращающийся в очень небольшом кругу мотивов и приемов, которые он, словно загипнотизированный какой-то особой любовью, повторяет без устали год за годом в разных вариантах... Впрочем, один новый признак есть в последних работах Петровичева: его пейзажи стали обобщеннее, шире, строятся большими силуэтными массами".

После выставки, в ноябре 1917 г., П.И. Петровичев женился на Ольге Петровне Матисен. Венчание состоялось в церкви Рождества в Путинках на Малой Дмитровке.

В 1924 г. на выставке русского искусства в Нью-Йорке были представлены одиннадцать работ П.И. Петровичева, а картина "Ростов Великий. Осень" воспроизведена в каталоге выставки. В 1927-28 годах П.И. Петровичев участвует в организации нового общества "Объединение художников-реалистов" (ОХР), на выставке которого демонстрирует свои работы. В 1936 году он принял участие в первой выставке художников-пейзажистов, организованной в Москве, где экспонировал 15 живописных работ. В 1937-1943 годах преподавал живопись и рисунок в Московском областном художественном училище памяти 1905 года. В годы войны принимал участие в ночных дежурствах, копал рвы, строил заграждения, награжден медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны".

В 1944 году П.И. Петровичеву исполнилось 70 лет. В связи с юбилеем художника сотрудники Государственной Третьяковской галереи обратились к нему со словами приветствия. Правление Московского Союза советских художников также отметило эту дату адресом, подписанном С.В. Герасимовым.

24 апреля в Центральном Доме работников искусств была открыта персональная выставка П.И. Петровичева, на которой экспонировалось 147 работ. В мае состоялся вечер, посвященный 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности.

Круг своих живописных интересов Петровичев определял так: "Меня всё время увлекала русская старина - древние памятники зодчества, знакомые с далёкого детства. Я многократно бывал в великих русских городах - Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Суздале, Новгороде Великом, Владимире, писал там свои этюды. Позже они стали материалом для картин, посвященных русской старине. Над этими темами я работал всю свою творческую жизнь".

Пейзажи и натюрморты, созданные Петровичевым, отличает особая материальность, плотность красочного слоя, иногда исполненного с помощью мастихина. Замечено, что творчество русских живописцев, имевших в детстве отношение к иконописи, является оптимистичным по настроению, исходящему от их полотен. Таковы и лучшие работы Петровичева - художника, творившего во славу русской страны и искусства.

4 января 1947 года П.И. Петровичев на 73-году скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

 
 
В старом парке. Царицыно
П. И. Петровичев В старом парке. Царицыно, 1929
Пейзаж с прудом
П. И. Петровичев Пейзаж с прудом
Ночь
П. И. Петровичев Ночь, 1910
Вид Москвы с Воробьевых гор
П. И. Петровичев Вид Москвы с Воробьевых гор, 1936
© 2017 «Товарищество передвижных художественных выставок»