Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

на правах рекламы

• Купить диплом техникума в Новосибирске novosibirsk.go-diplom.com информация.

заправка судов

• лечение варикоза вен https://varikozanet.pro в московской области

W88 ทางเข้า

Горит индикатор тормозной системы

Иван Крамской — бунтарь и вдохновитель русского искусства

Иван Крамской Иван Крамской родился в г. Острогожске, под Воронежем, 27 мая (8 июня) 1837 года. Окончив уездное училище и проработав несколько лет писарем в думе, в 1853 году Крамской устроился ретушером в харьковское фотоателье, а три года спустя, в 1856 году, стал работать у фотографа Александровского в Санкт-Петербурге. Приезд в Петербург открыл перед Иваном Крамским новые горизонты — в 1857 году он поступил в Императорскую Академию художеств.

Окончание образования и восстание против альма-матер

Обладая выдающимся талантом живописца, Крамской успешно учился в Академии и в 1863 году за картину «Моисей источает воду из скалы» получил золотую медаль. Однако успехи в учебе не могли затмить протеста Крамского против канонического образования, препятствующего, по его мнению, развитию свободной творческой личности. Перед написанием выпускной работы (Академия назначила темой конкурса мотивы скандинавской саги «Пир в Валгалле») Крамской и еще 13 выпускников обратились к совету Академии с просьбой самостоятельно выбрать темы. Просьбу отклонили, и 9 ноября 1863 года все 14 несостоявшихся выпускников покинули стены Академии. Событие это всколыхнуло жизнь творческого сообщества России и вошло в историю как «Бунт четырнадцати». В пику Академии Крамской создал «Петербургскую артель художников», которая действовала до 1871 года.

Успехи и неудачи в Артели

Одной из главных задач Артели было предоставление талантливым художникам возможности достойно содержать себя за счет таланта и труда. Наделенный помимо таланта еще и недюжинными организаторскими способностями, Крамской старался не упускать случаев, чтобы заявить об Артели и получить заказ. Так, в 1863–1866 году Иван Николаевич, получивший приглашение от профессора Маркова, принимал участие в росписи храма Христа Спасителя. Из-за того, что Марков заболел, основную работу пришлось выполнять самому Крамскому, которому помогали Вениг и Кошелев.

Понимая необходимость в проведении художественных выставок, Крамской организовал экспозицию в Нижнем Новгороде. Выставка не имела успеха, а Крамской тяжело переживал неудачу. Параллельно, в этот же период, Крамской работал преподавателем школы рисования при Обществе поддержки прикладного искусства. В 1869 году Крамской получил звание академика, от которого хотел, но не смог отказаться.

Роль в Товариществе. Новые идеи, личные конфликты

Внешне петербургская Артель была вполне успешной: ее участники обрели известность, получили достойный заработок. Однако известного своими максималистскими взглядами Крамского не устраивал идейный «разброд» в рядах артельщиков. Не найдя в себе сил бороться с идеологической анархией, Иван Николаевич покинул Артель в 1870 году, чем, собственно, предопределил ее саморазрушение.

Важным этапом в жизни Крамского стало знакомство с идеями московского «собрата по кисти» Мясоедова, который «заразил» питерского художника идеей передвижных выставок. Вместе с Мясоедовым Крамской стал основателем Товарищества передвижных художественных выставок, вошел в число учредителей организации и провел в ее рядах более 20 лет. Одна из самых известных работ Крамского, «Христос в пустыне», была написана в 1872 году для одной из передвижных выставок. За эту работу Академия намеревалась даже сделать Крамского профессором, но противник академизма направил в альма-матер письмо с угрозой, что откажется от звания публично. Стремясь сохранить репутацию Академии, Совет отозвал предложение о присвоении профессорского звания.

Период передвижничества совпал и с «портретным» этапом в творчестве художника. Были написаны портреты Шишкина, Толстого, Третьякова (с меценатом художник долгое время был дружен), Салтыкова-Щедрина и многих других выдающихся деятелей отечественной культуры и искусства.

В это же время особенно ярко проявились революционно-демократические настроения Крамского: он продолжал открыто выступать против академической школы и часто несдержанно отзывался о своих собратьях по Товариществу, что повлекло за собой несколько острых конфликтов. В последние годы жизни, уже страдая от сердечной болезни, художник сетовал, что все от него отвернулись. На протяжении многих лет рядом с Иваном Крамским была его «ангел-хранитель», жена Софья.

Смерть настигла Крамского за работой: 24 марта (5 апреля) 1887 года он работал над портретом доктора Раухфуса и вдруг упал. Смерть была быстрой, его не спасло даже присутствие врача, который ничем не успел помочь.

Манера письма. Идеология на полотнах Ивана Крамского

Человек глубоко добродетельный, Крамской отличался прямым характером, максималистской непримиримостью и стремлением во что бы то ни стало отстоять собственные идеи. Все это нашло отражение в его творчестве: большинство тематических картин и портретов, написанных художником, несут на себе отпечаток идеологии и драматизма. Одной из ключевых тем творчества Крамского был Иисус, изображая которого, художник подчеркивал героизм и ценность самопожертвования.

Действуя не только кистью, но и пером (Крамской написал немало ценных для искусства критических статей), художник оказал значительное влияние на развитие демократического искусства в России.

В воспоминаниях современников

Александр Бенуа: «Он был слишком одинок в своих душевных взглядах, а в жизни его окружали люди, стоявшие гораздо ниже его по умственному развитию. Поэтому-то ему и было так трудно вырваться на волю и высказаться... Все, что было сделано им в смысле рисунка и даже живописи, было неизмеримо выше (за исключением одних картин Репина) того, что делалось вокруг него в русской живописи, все это носило следы строгого изучения и серьезного отношения к делу. Здесь и там прорывались светлая мысль, глубокое сочувствие к людям или понимание поэзии...».

Илья Репин: «Какие глаза! не спрячешься, даром что маленькие, серые, светятся... Какое серьезное лицо, но голос приятный, говорит с волнением. Ну и слушают же его!.. Он говорит как-то торжественно, для всех. Вот так учитель. Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие... Часто он увлекал в какой-нибудь политический или моральный спор, и тогда мало-помалу публика настораживала уши, следила и принимала деятельное участие в общественных интересах. Он завладевал общим вниманием».

В. В. Стасов: «… трибун, вожак, направитель и настроитель всей тогдашней полосы русского искусства».

В. В. Стасов: «Не стало одно из крупнейших художественных деятелей нашего с вами русского искусства. Даже если бы Иван Николаевич оставил после себя только свои картины, он уже был бы увековечен в нашей культуре. Но, пожалуй, главным его созданием является общество передвижных художников, которое он организовал и возглавлял столько лет... Заслуга его в родном отечестве никогда не будет забыта».

Читайте также:

Передвижная судьба «доки» Крамского

 
 
Христос в пустыне
И. Н. Крамской Христос в пустыне, 1872
Неизвестная
И. Н. Крамской Неизвестная, 1883
Русалки (Майская ночь)
И. Н. Крамской Русалки (Майская ночь), 1871
Портрет Льва Толстого
И. Н. Крамской Портрет Льва Толстого, 1873
Портрет философа Соловьева
И. Н. Крамской Портрет философа Соловьева, 1885
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок»