Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

На правах рекламы:

• На все страны нанесено, отзывы стирающаяся карта путешественника купить.

• Каталог, холодильных двери для холодильных камер откатные в москве.

Исаак Левитан — талантливый ученик Поленова и Саврасова

Исаак Левитан Исаак Левитан родился в литовском местечке Кибартай 18 (30) августа 1860 года. Отец Исаака, выходец из раввинской семьи, был хорошо образован, но оказался неспособным обеспечить семью. Сведений о детстве Левитана мало, поскольку сам он никогда не делился воспоминаниями, а письма своих близких сложил в пачку, которую подписал словами «Сжечь, не читая». Известно лишь, что переехав в Москву, отец хотел дать сыну хорошее образование, а старший брат и племянники Исаака были художниками. Часто выезжая с братом на этюды и посещая выставки, Исаак проникся любовью к изобразительному искусству.

Юность, первые учителя

В 13 лет будущий художник поступил в Московское училище ваяния и живописи, где попал в ученики к таким мэтрам, как Саврасов и Поленов. Учеба давалась Исааку легко, и, обладая потрясающей работоспособностью, он успевал в короткий срок выполнять объемные и сложные работы. С февраля 1877 года, когда от тифа умер отец, для Исаака, его сестер и брата настали трудные времена. Преподаватели училища, как могли, поддерживали талантливого юношу. Саврасов взял Левитана в свой пейзажный класс, а в марте за одну из картин, написанных для выставки, он получил 220 рублей на продолжение учебы и малую серебряную медаль. В 1879 году из-за начавшихся преследований евреев Левитана выслали из Москвы. Окончить училище ему удалось лишь в 1885 году, не получив даже звания художника (Левитану выдали диплом преподавателя чистописания).

Дружба с Чеховым, болезнь, наследие

Один из самых важных и значимых моментов в жизни Левитана — встреча с Чеховым. Познакомившись в 1885 году, ровесники сразу подружились и поддерживали теплые доверительные отношения до самой смерти художника. Примерно в этот же период материальное положение Левитана улучшилось, однако последствия голодного детства, напряженной работы в юности и дважды перенесенного тифа оказались необратимыми: у художника развилась серьезная болезнь сердца.

Обладая удивительной работоспособностью и переполняемый творческими замыслами, легко ранимый и порывистый Левитан плодотворно работал, невзирая на болезнь. Последние 10 лет его жизни оказались особенно насыщенными. Прожив всего 40 лет, художник оставил огромное творческое наследие: пастели, акварели, иллюстрации, графика и, конечно, проникновенные эмоциональные живописные полотна.

После смерти Левитана, 22 июля (3 августа) 1900 года, в его мастерской осталось почти 300 неоконченных этюдов и 40 картин, в числе которых — «Озеро. Русь».

Роль в Товариществе

С 1891 года Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, его картины получили признание публики, многие были куплены Третьяковым прямо с экспозиций.

В последние годы жизни к Левитану пришло и академическое признание — в 1898 году он получил звание академика пейзажной живописи. В это время он преподавал в училище, где получил свое образование. Мечта Левитана «Дом пейзажей» — мастерская для всех желающих пейзажистов — так и осталась нереализованной.

Манера письма. Созерцательная задумчивость полотен Левитана

Даже ранние полотна Левитана, написанные под влиянием Саврасова и Поленова, отличаются особой манерой исполнения. Им свойственна не просто восхищенная созерцательность, а некая задумчивость, заставляющая зрителя испытывать волнение и задумываться о взаимоотношениях с окружающим миром. Даже пейзажи, на которых нет людей, наполнены вполне ощутимыми человеческими эмоциями, словно художник, рисуя природу, в мазках выразил на холсте свои сокровенные мысли о мироздании.

Словно неся отпечаток болезни Левитана, многие его картины пронизаны грустью. Переживший трудное детство и за короткое время накопивший богатый жизненный опыт, Левитан был склонен к лирическому философствованию. Быть может, поэтому художник так любил рисовать осень, наделяя ее новыми чертами на каждом своем полотне.

В воспоминаниях современников

Михаил Нестеров: «Левитану давалось все легко, тем не менее работал он упорно, с большой выдержкой».

Один из учеников: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком… Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые».

Константин Паустовский: «Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников».

Константин Паустовский: «…Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно».

 
 
Над вечным покоем
И. И. Левитан Над вечным покоем, 1894
Вечер. Золотой Плес
И. И. Левитан Вечер. Золотой Плес, 1889
Мостик. Саввинская слобода
И. И. Левитан Мостик. Саввинская слобода, 1883
Березовая роща
И. И. Левитан Березовая роща, 1885-1889
Осень. Туман
И. И. Левитан Осень. Туман, 1898
© 2017 «Товарищество передвижных художественных выставок»