Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

на правах рекламы

сплит система хайсенс купить

• Ситипроф МСК - приемка квартиры в новостройке, экспертиза.

магазин Фоторамки

• Читать на https://mirnov.ru/

Василий Поленов — мастер исторических зарисовок и лирических этюдов

Василий Поленов Василий Поленов — петербуржец. Он родился 20 мая (1 июня) 1844 года. Начал получать гимназическое образование в Петрозаводске, а после первого курса поступил учеником в Академию художеств. В 1869 году его картина «Иов и его друзья» была удостоена малой золотой медали. Двумя годами позже Поленов (одновременно с И. Репиным) получил большую золотую медаль за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира».

Зарубежные впечатления и их влияние на творчество

По окончании Академии (Поленов прошел обучение еще и на юридическом факультете) художник получил звание пенсионера академии и поехал за границу, где познакомился с жизнью Неаполя, Флоренции, Вены и других центров европейской культуры. Долго жил в Париже. В числе написанных за границей картин Поленова — «Арест графини д’Этремон», за которую мастер в 1876 году получил звание академика. По возвращении на родину Поленов, в творчестве которого всегда было много наблюдательности и исторических подробностей, несколько лет проработал военным художником-корреспондентом. Его зарисовки иллюстрировали военные действия в Сербии и Черногории (1876) и события русско-турецкой войны (1877–1878).

Большой вклад внес Поленов в театральную живопись: художник работал над оформлением спектаклей и созданием декораций для частной оперы Саввы Мамонтова. В 1882–1895 годах Поленов работал преподавателем в Московском училище живописи, где его учениками были К. Коровин, А. Архипов, А. Головин, И. Левитан и другие.

Именье Борок, тихий закат

Последние годы художник провел в своем имении Борок, в Тульской области. Из окон дома Поленова открывались изумительные виды на окрестные леса и поля. Чтобы усилить визуальное впечатление, художник для каждого окна создал уникальную раму, как для картины. Поленов умер 18 июля 1927 года. Сегодня усадьба Борок переименована в Поленово, а в доме живописца открыт музей, посетители которого могут, взглянув в окна, увидеть русскую природу глазами Поленова.

Роль в Товариществе

К концу 1870-х годов Поленову становятся более всего интересны пейзажи. Безмерно любя Россию и восхищаясь родной природой, художник умело передавал на полотнах умиротворенную атмосферу красивых тихих уголков. Идеи, сюжеты и реалистичная манера исполнения Поленова были близки стилю передвижников, поэтому, естественно, произведения художника вскоре появились в экспозиции «путешествующих» выставок. Написанный после вступления в 1878 году в Товарищество «Московский дворик» был куплен Третьяковым непосредственно с передвижной выставки.

Будучи не только талантливым живописцем, но и отличным педагогом, Поленов оказал ощутимое влияние на творчество некоторых ярких представителей «передвижничества», в числе которых Левитан.

Манера письма. Простое очарование незамысловатых сюжетов

Пейзажи и этюды Поленова покоряли незамысловатой простотой, были доступны и понятны не только знатокам искусства, но и простым россиянам. Художник был в числе первых российских живописцев, кто сосредоточился в своем творчестве на пленэрной живописи. Полотна Поленова буквально наполнены воздухом, они дышат и прекрасно сочетают в себе пространство и простор с четкой завершенностью композиции. Даже в картины, создаваемые по религиозным сюжетам, Поленов привносил элементы пейзажа.

В воспоминаниях современников

Александр Бенуа: «Здесь же следует снова упомянуть о Поленове, прославившемся своими легковесными иллюстрациями Евангелия, но заслуживающим почетное место в истории русского искусства исключительно благодаря своим, к сожалению, не особенно многочисленным пейзажам».

Федор Шаляпин: «Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники — как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?»

 
 
Парфенон
В. Д. Поленов Парфенон, 1882
Пруд в Абрамцево
В. Д. Поленов Пруд в Абрамцево, 1883
Репейник
В. Д. Поленов Репейник, 1870-е
Генисаретское озеро
В. Д. Поленов Генисаретское озеро, 1880-е
Горелый лес
В. Д. Поленов Горелый лес, 1881
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок»