на правах рекламы• Недорогая перевозка грузов из Москва в Казань. • Большой выбор напитков dblack.ru/napitki купить с доставкой. • Чеки казань кассовые Чеки услуги и сервисы в казани • Профессиональное обслуживание газовых котлов , полный пакет документов для Мособлгаз. • видел форум травокуров hs420.net |
Илларион Прянишников — педагог и мастер жанровой живописи
Илларион Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 г. в селе Тимашово (нынешняя Калужская область), в купеческой семье. С 1856 по 1866 г. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких мастеров, как Е. С. Сорокин и С. К. Зарянко. Как живописец испытал также сильное влияние В. Г. Перова. В 1870 г. Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени. С 1873 практически до конца жизни преподавал в МУЖВЗ, его учениками были, в частности, В. К. Бялыницкий-Бируля, С. В. Иванов и С. А. Коровин. Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)- сразу принесла ему широкую известность. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни. Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы. В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения. Прянишников был участником товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления товарищества. Жил художник преимущественно в Москве, однако ездил на русский север для зарисовок с натуры. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др. В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора. Прянишников скончался 12 (24) марта 1894 г. в Москве. Его именем названа улица на севере Москвы.
|
И.М. Прянишников Порожняки, 1872 | И.М. Прянишников В 1812 году, 1874 | И.М. Прянишников В засаде, 1881 | И.М. Прянишников Задворки, 1879 | И.М. Прянишников Татарин, 1880 |
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок» |