Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

на правах рекламы

Install - кабель витая пара недорого.

• удаление варикозной сетки https://varikozanet.pro с помощью лазера

фонбет промокоды

• Загляни в интернет-магазин carptravel, чтобы быстро купить спиннинг Maximus по выгодной цене

Илья Остроухов - русский художник-пейзажист и коллекционер

Илья Остроухов

Остроухов Илья Семенович (1858, Москва, - 1929, там же) - художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Происходил из купеческой семьи. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Служил в Торговом доме Боткиных. Гласный Московской городской думы, попечитель Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых.

Живописи Остроухов учился частным образом у А. А. Киселева, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. С 1891 года член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903 года - Союза русских художников, с 1906 года действительный член петербургской Академии художеств.

Основная тема творчества Остроухова - пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 1886-1887; «Первая зелень», 1887-1888; «Сиверко», 1890; все - в ГТГ).

Остроухов был другом П. М. Третьякова. В 1898-1903 годах он член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, в 1905-1913 годах - попечитель Третьяковской галереи. В 1898-1902 годах входил в Комиссию Московского археологического общества по реставрации Смоленского собора Новодевичьего монастыря; участвовал в работах по реставрации Архангельского, Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. С 1905 года Остроухов - член-корреспондент, с 1906 года - действительный член Императорского Московского археологического общества.

В 1889 году после женитьбы на Надежде Петровне Боткиной Остроухов оставил службу и посвятил себя художественному собирательству - он составил крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи, икон, скульптур, мебели, старинной утвари, предметов прикладного искусства. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-х годах. Со временем собрание пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, И. Е. Репина; русская школа первой половины - середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. Саврасова. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В разделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане), а также А. Матисса.

Значительной ценностью обладала коллекция икон, которую Остроухов стал собирать с конца 1909 года под влиянием ученого и коллекционера Н. П. Лихачева и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Черногубова. Здесь были представлены выдающиеся образцы византийской, новгородской, московской, ярославской, строгановской иконописных школ. Собрание служило серьезной основой для изучения иконописи. Благодаря Остроухову увлечение русской иконой широко распространилось среди московских любителей.

К 1917 году в собрание Остроухова входили: 117 икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше шестисот: панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура); акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237); около 40 работ западноевропейских художников; около 20 скульптур; также там были представлены предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. В общей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2 тысяч произведений.

В 1890 году художник приобрел дом в Трубниковском переулке (№ 17); тогда же в его собрание был открыт свободный доступ. Коллекция размещалась в пяти залах. Живопись, графика и скульптура были представлены в нижних комнатах, древнерусская живопись - наверху. Значительную ценность представляла и библиотека Остроухова (более 12 тыс. томов). В 1914 году Остроухов издал ее каталог.

Рост коллекции побудил Остроухова в 1905 году сделать для ее размещения специальную одноэтажную пристройку к дому; в 1914 году она была дополнена вторым этажом, где разместилась коллекция древнерусской живописи.

В 1918 году частный музей был национализирован; Остроухов назначался его пожизненным хранителем. Сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 года получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». После смерти художника в 1929 году музей был ликвидирован, и собранные Остроуховым произведения разошлись по фондам Третьяковской галереи, Русского музея, музея-усадьбы В. Д. Поленова и других хранилищ. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище.

 
 
Золотая осень
И. С. Остроухов Золотая осень, 1887
Сиверко
И. С. Остроухов Сиверко, 1890
Первая зелень
И. С. Остроухов Первая зелень, 1887
Речка в полдень
И. С. Остроухов Речка в полдень, 1892
В Абрамцевском парке
И. С. Остроухов В Абрамцевском парке
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок»