|
Илья Репин — многогранный художник РоссииИлья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года, в городе Чугуеве, в семье военного поселенца. Обучение начал с уроков дьячка и пономаря, с 1855 года поступил в топографическую школу, в которой занимался недолго — военное поселение упразднили, школу закрыли. С 13 лет брал уроки живописи у И. Бунакова в Чугуеве и в 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Учился у И. Н. Крамского и Р. К. Жуковского. В 1869 году за картину «Иов и его друзья» получил малую золотую медаль. В 1870 году написал несколько эскизов и этюдов во время путешествия по Волге, на их основе была впоследствии написана картина «Бурлаки на Волге» (1873). В 1872 году был отмечен большой золотой медалью за картину «Воскрешение дочери Иаира», тогда же получил направление на дальнейшее обучение во Франции и Италии на шесть лет. В 1873 году отправляется в Европу и в Париже пишет картины «Садко» и «Парижское кафе». Летом 1876 года возвращается в родной Чугуев и спустя год переезжает в Москву. В 1878 году Репин услышал рассказ о том, как запорожцы писали ответ турецкому султану, который требовал от них покорности. В восторге от рассказа, художник сделал набросок будущей картины и работал над ней более десяти лет. Картина была завершена в 1891 году. В 1882 году Репин переезжает в Петербург, активно участвует в деятельности Товарищества передвижных художественных выставок, с энтузиазмом пишет картины и выставляется. В 1887 году Илья Репин развелся с женой, Верой Шевцовой, но нежно любит всех четверых детей, рожденных в браке. В 1893 году Репин становится действительным членом Академии художеств Петербурга. С 1894 по 1907 год он занимает пост профессора-руководителя мастерской в Академии, был ректором Академии в 1898–1899 годах. В 1899 году Репин повторно женился, приобрел на имя супруги землю в Финляндии, выстроил там усадьбу и переехал. Тут он жил тридцать лет до самой смерти. Роль в ТовариществеРепин вступил в Товарищество в 1874 году, но наиболее активное участие в его деятельности начинает в 1882 году. В 1879 году на передвижной выставке появляется его картина «Правительница Софья Алексеевна в монастыре», в 1883 году — «Крестный ход в Курской губернии», в 1884 году — картина «Не ждали» и в 1885 году — «Иоанн Грозный и его сын Иван» В 1887 году оставил Товарищество по причине несогласия с его замкнутой политикой. Манера письмаСтиль Репина принадлежит к реалистической школе живописи, и эта реалистичность оттачивалась непрерывной работой. Известная работа 1870 года, «Портрет старика», выполнена в манере Крамского, но выполнена соусом, тушью, углем и белилами. Портрет поражает своей живостью и глубиной. В воспоминаниях современниковЕ. Д. Стасова: «Насколько мне не изменяет память, не то в Брюсселе, а может быть, в Амстердаме, у Ильи Ефимовича с В. В. Стасовым произошел крупный спор по поводу какой-то картины Рембрандта. Были у них споры по поводу изобразительного искусства средних веков, но передать в точности суть спора не могу». А. Н. Бенуа: «...появление картин Репина действовало как приток свежего воздуха. Оно напоминало о подлинной стихии художества, о том самом, что "оправдывает" существование искусства, о том, для чего искусству "стоит существовать"». «Репинское безграничное доброжелательство, его склонность искренне преувеличивать достоинство каждого и хотя бы самого слабого ученика и следовавшие затем разочарования постепенно создали ему репутацию (по существу, незаслуженную) человека легкомысленного и неверного».
|
И. Е. Репин Портрет писателя А.Ф. Писемского, 1880 | И. Е. Репин Автопортрет, 1920 | И. Е. Репин В избе, 1878 | И. Е. Репин Портрет художника В. И. Сурикова, 1875 | И. Е. Репин Портрет С. М. Драгомировой, 1889 |
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок» |