|
«Завтрак на Плутоне»: нетрадиционная сказкаВ 2006 году в широкий прокат вышли сразу три фильма на одну и ту же весьма щекотливую тему: британское «Мыло» (Soap), американская «Трансамерика» (Transamerica) и ирландский «Завтрак на Плутоне» (BreakfastonPluto), главными героями которых стали трансвеститы — мужчины, желающие стать женщинами. Что интересно, все три картины были комедиями, и это резонно, поскольку данный жанр позволил авторам высказаться по пикантному вопросу без всякой пошлости и излишнего морализаторства. И в этом плане самой удачной можно назвать «Завтрак на Плутоне», картину Нила Джордана (NeilJordan), снятую по мотивам одноименного романа Патрика Маккейба (PatMcCabe). Она получилась настолько трогательной и позитивной, что волей-неволей думаешь: появиться на свет в чужом обличии — это не такая уж и большая трагедия. Всего лишь досадное недоразумение. Мать бросила его еще в детстве, грудного Патрика нашли у дверей дома священника. Он был воспитан в чужой семье и совсем не был подарком для своих приемных родителей — мальчишка постоянно надевал на себя женские платья, пользовался маминой косметикой, а школьные сочинения Патрика были наполнены самыми изощренными скабрезностями, за что учителя нередко выгоняли его из класса. Узнав, что настоящая мать живет в Лондоне, Патрик, или, как он любит называть себя, Киттен, отправился (или отправилась) на ее поиски. С этого момента и начинаются его (ее) невероятные приключения, за время которых он (она) знакомится с философствующим байкером, отчаянным рок-музыкантом, романтичным фокусником и другими удивительными людьми, каждый из которых оставляет след в сердце парня с женской душой. Как легко и непринужденно поется старая английская песня, слова из которой легли в название картины, так же легко смотрится эта лента, наполненная поэзией и весенним настроением. Притом что в жизни Патрика происходит множество неприятных и даже плохих вещей, он все равно смотрит на окружающий мир с улыбкой и не делает из неприятностей трагедии. Не он виноват, что родился не тем, кем надо, да и никто в этом не виноват, а значит, нужно жить, как подсказывает сердце, чтобы твоя внешность соответствовала тому, что живет у тебя внутри. Вне морали, вне здравого смысла, без всяких сомнений и комплексов — только такое мировоззрение может спасти от жестокостей окружающего мира. Даже когда Патрика задерживают полицейские по подозрению в подготовке и совершении теракта, угрожая и нанося ему жестокие побои, он начинает играть, как играл до этого на сцене, и перед его непринужденностью, его нескончаемым жизнелюбием опускают руки самые озлобленные люди на свете. Свобода от каких-либо рамок присуща и режиссеру картины — каждый новый фильм Нила Джордана не похож на предыдущий. Вот и здесь создатель «Интервью с вампиром» (Interview with the Vampire) и «Мальчика-мясника» (The Butcher Boy) открывает для себя новые методы и стилистические приемы. В этом волшебном мире, где реальную действительность не отличить от фантазий главного героя, могут разговаривать птицы и оживать сказочные персонажи. Здесь нет вообще никаких ограничений, но это не значит, что в «Завтраке на Плутоне» царит полнейший хаос. Крепкая режиссерская рука приводит в порядок типично женский, слегка рассеянный и непоследовательный взгляд Патрика на окружающий мир. Картина разделена на десятки маленьких глав, некоторые из которых не превышают по длительности двух-трех минут, но от этого фильм не разваливается на отдельные части-эпизоды, а наоборот, приобретает характер яркой и наполненной множеством удивительных моментов сказки — яркого калейдоскопа, открывающего зрителю все новые и новые оттенки волшебной игры Киллиана Мерфи (Cillian Murphy), который ярко, живо и крайне убедительно создал на экране образ человека, не стыдящегося своей нетрадиционной ориентации. Здесь можно все. Здесь можно летать к звездам, путешествовать по Марсу, а потом позавтракать на Плутоне. Это просто сказка.
|
А. С. Степанов После охоты | Л. В. Туржанский В степи | В. Г. Перов Портрет Ф.Ф. Резанова, 1868 | Н. В. Неврев Мужской портрет, 1861 | Н. А. Касаткин Шахтер-тягольщик, 1894 |
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок» |