Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

Нестандарт Менделеева. Введение седьмой водочной монополии в России приведет лишь к переделу рынка

Судя по тому, как проходило вчера обсуждение животрепещущего алкогольного вопроса депутатами-единороссами, в скором времени в Россию вернется государственная водочная монополия. Госмонополия на производство и оборот алкоголя не раз вводилась в самых разных странах. Она существует в 18 штатах США, в скандинавских странах, до недавнего времени существовала и в Германии. Неоднократно вводилась в России. Цели при этом преследуются различные. В России исторически они, как правило, были фискальными.

Первая русская водочная монополия была введена в 1474 году Иваном III, а при Иване Грозном открылись «царевы кабаки». Эта монополия продержалась до Смутного времени. Вторую монополию ввели при царе Алексее Михайловиче. Третья монополия пришлась на ранние годы правления Петра I. Но в итоге царь-реформатор счел, что выгоднее ввести свободу винокурения, обложив его сложной системой налогов. В середине XVIII века винокурение объявляется дворянской монополией — кроме помещиков, гнать водку могла только казна.

Очередная оптовая монополия (при сохранении частной розницы) вводилась в 1819 году, на смену ей приходят эксперименты с откупами и акцизами. Последняя, шестая монополия была введена в 1894 году и, по сути, продержалась до 1992 года. На протяжении этого времени (включая и советский период) водка оставалась одним из важных источников пополнения казны. Поэтому введение госмонополии или замена ее откупами и акцизами зависели от того, какой способ казался оптимальным с этой точки зрения. Но монополию вводят не только ради пополнения бюджета. С XIX века филантропически настроенные представители элит в разных странах все больше внимания уделяли проблеме пьянства среди простого народа. Начинается борьба с дешевым алкоголем. В США штаты получили право самостоятельно регулировать продажу алкоголя в 1933 году, после отмены «сухого закона». В Швеции и Финляндии госмонополии были введены в 1945 году. Но в этих случаях почти всегда вводилась монополия не только на оптовую, но и на розничную продажу — лишь таким образом можно регулировать уровень доступности алкоголя. Так дело обстоит в Швеции и Финляндии. В США из 18 штатов, где существует госмонополия, в 13 она включает и розничную торговлю. Госкомпании-монополисты могут устанавливать высокие розничные цены, ограничивать число и часы работы магазинов, размещать их в малодоступных местах.

Действенна ли подобная тактика — вопрос отдельный. Раньше считалось, что она позволяет снизить потребление алкоголя примерно на 20%. Но новейшие исследования указывают, что скорее происходит вытеснение крепких напитков вином и пивом, а общий объем изменяется незначительно. Однако цель создаваемой в России седьмой монополии состоит не в сокращении потребления алкоголя, а в пресечении торговли некачественной или вовсе не предназначенной для употребления внутрь продукцией. Примеры, когда монополию вводили бы для решения этой проблемы, найти трудно. И это неудивительно: присутствие в продаже не предназначенных для питья жидкостей никак не связано с тем, кому принадлежат водочные заводы. Это проблема не организации рынка, а работы контролирующих государственных органов.

Впрочем, в 1894 году при введении шестой монополии правительство также ссылалось на стремление ввести единый, «менделеевский» стандарт качества водки. Результатом стало строительство 350 казенных спиртных заводов (в их число входит и нынешний «Кристалл»), водочные доходы обеспечивали треть бюджета, а ее потребление возросло до шести литров на человека. Тогда же, считают филологи, родилось и слово «самогон». Седьмая российская монополия будет нестандартной не только по своим целям, но и по форме. По мнению главы думского комитета по экономполитике и предпринимательству Евгения Федорова, «целесообразно» было бы предоставить исключительное право на производство спирта госкомпаниям и предприятиям, где государству принадлежит контрольный пакет. То есть государство намерено контролировать не оборот алкоголя, а производство спирта, причем при помощи участия в акционерном капитале. В результате госсектор российской экономики прирастет еще одной «стратегической отраслью», вероятно, несколько снизятся бюджетные поступления (у государства как собственника и сборщика налогов возникает явный конфликт интересов), зато повысится уровень монополизации алкогольного рынка. Но самое интересное — ответственность за то, какого качества спирт окажется в конце концов в бутылках, будет лежать на тех же самых контролирующих органах, на которых она лежит и сегодня.

 
 
Охота
А. С. Степанов Охота
Одиссей и Навзикая
В. А. Серов Одиссей и Навзикая, 1910
Женский портрет (Е. Д. Боткина)
И. Е. Репин Женский портрет (Е. Д. Боткина), 1881
Портрет А.М. Нестеровой
М. В. Нестеров Портрет А.М. Нестеровой
Николай Касаткин — Торфянка. Этюд, 1901
Н. А. Касаткин Торфянка. Этюд, 1901
© 2025 «Товарищество передвижных художественных выставок»