Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

Число комнат, умноженное на четыре

Светильники, еще один повод — вот уже в который раз, — с восхищенным удивлением заметить: жизнь прекрасна. Стремление человека к свету неистребимо, и физический — в данном случае архитектурный, — свет — не исключение. Он призван всего лишь изгонять тьму, но, помимо этого, способен выполнять еще множество полезнейших функций. Например, нести радость, то есть упразднять мрак душевного, психологического свойства — печаль, тоску и уныние.

И, конечно, свет может и должен помогать лучшему пониманию между людьми — то есть снимать, сглаживать тени, отброшенные теми или иными словами — неловко сказанными или превратно истолкованными поначалу. Архитектурный свет должен стать своеобразным путеводителем по чувствам.

Человек не волен управлять тьмой. Тьмы, вообще говоря, даже нет, ее просто не существует. Тьма — это отсутствие света, и не более того. Зато мы можем генерировать свет и управлять им. Причем в сфере физического, равно как и метафизического. Если вдумчиво, серьезно заняться освещением своего жилища, можно заметить, что материальные и эстетические, этические, духовные аспекты, черты и свойства освещения (впрочем, равно как и вообще архитектуры) тесно переплетены. И как же иначе? — ведь и сам человек имеет не только физические органы чувств.

О, а сколько времени мы проводим при искусственном свете? Даже трудно себе представить... Вероятно, нечто среднее между третью и половиной жизни. ...и ночи коротки во сне... а дни — при свете ламп, — длинны, летят, похожие на сны... Увы, человечество заточило себя в офисы, в цеха фабрик и заводов и, сидя в них, даже днем предпочитает пользоваться электрическим светом (причем далеко не всегда хорошим). Поэтому, по возвращению вечером домой нам особенно необходимо попасть в условия хорошего освещения — красивого, разумного и дружественного, а вовсе не какого попало. Наши домашние светильники должны быть устройствами от усталости — как физической, так и психологической, а не безликими осветительными приборами, искусственно продлевающими тяжелый и, возможно, даже заунывный световой день.

Перед нами стоит высокая и благородная цель. Сейчас мы с вами постигнем основные принципы архитектурного освещения, после чего вы сможете со вкусом и со знанием дела приступить к украшению вашей жизни (обратите внимание: слова «жизнь» и «жилище» в русском языке однокоренные). В этом обзоре мы будем говорить более всего о качественном, а не о количественном. Поэтому здесь позволим себе небольшую ремарку — именно численного характера. Задача освещения может быть с успехом (читайте: с высоким качеством) решена только тогда, когда число светильников (а не отдельных излучателей!) в вашем доме приблизится к числу комнат (с учетом ванной, прихожей и чулана), умноженному на четыре. Вы полагаете, что даже превзойдет его? Превосходно!

 
 
Цыганка
Н. A. Ярошенко Цыганка
Портрет С.П. Кувшинниковой
А. С. Степанов Портрет С.П. Кувшинниковой
Бурлаки на Волге
А. К. Саврасов Бурлаки на Волге, 1871
Эффект снега
И.П. Похитонов Эффект снега
Петр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей
Н. В. Неврев Петр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, 1903
© 2025 «Товарищество передвижных художественных выставок»