на правах рекламы• Профессиональная аппаратная мезотерапия в Геленджике. |
Нижегородская выставка Артели — несостоявшийся удар по Императорской художественной АкадемииПосле получения гонорара за успешное выполнение заказа на роспись храма Христа Спасителя Иван Крамской почувствовал себя на волне успеха: созданная им Артель не просто существовала, а представляла собой динамично развивающуюся творческую организацию. Желая нанести художественной Академии новый идейный удар, Крамской задумался о проведении независимой выставки. Открытие выставки было назначено на 12 августа 1865 года. Местом проведения выбрали Нижний Новгород, приурочив выставочные дни ко времени знаменитой ярмарки. Крамской побывал в Нижнем накануне открытия выставки: художник использовал все возможности, чтобы напомнить жителям России об Артели и получить заказ. Официально было объявлено, что выставку организовал Клуб художников, как часто называли Санкт-Петербургское собрание художников. Такая конспирация была вызвана сразу двумя причинами: артельщики не располагали необходимым для проведения выставки капиталом и находились под негласным надзором полиции. Организация выставки и… провалИдея и план проведения экспозиции принадлежали Ивану Крамскому, а все организационные заботы взял на себя артельщик Богдан Вениг. Однако в ход выставки вмешался и Клуб художников, не пожелавший быть лишь номинальным участником. Члены Клуба привлекли к формированию выставочного фонда Музей Академии художеств, который направил в Новгород несколько полотен из своей коллекции. Цель Клуба состояла в том, чтобы напомнить участникам и гостям Нижегородской ярмарки о существовании в России отличной школы живописи. К сожалению, участники Клуба не учли, что завсегдатаям ярмарок с их торгово-бытовыми потребностями и своеобразным подходом к развлечениям вряд ли будут интересны образцы академического изобразительного искусства. В результате общей стратегии проведения выставки (как, впрочем, и единой эстетической идеи) не оказалось, мероприятие было совершенно не ориентировано на потенциальных посетителей и прошло без успеха. Несмотря на постигшую выставку неудачу, всю вину за которую Крамской принял на себя, идейный вдохновитель Артели продолжал верить в успех передвижных выставок. В начале 1986 года артельщики обрели более престижную штаб-квартиру. Новое пристанище Артели располагалось в аристократическом районе Санкт-Петербурга, на Адмиралтейской площади в доме, принадлежащем графу Стенбоку-Фермору. В квартире было два больших зала, которые участники Артели превратили в выставочные павильоны. Увы, и эта инициатива артельщиков не «сыграла» должным образом: на Адмиралтейский приходили, по большей части, свои люди, из близкого Артели круга. Публичных выставок для широкого круга посетителей организовать не удалось. Для большинства участников Артели единственной возможностью показать свои работы по-прежнему оставалось участие в ежегодно проводимых Академией выставках.
|
А. С. Степанов По зимней дороге | И. Е. Репин Крестный ход в Курской губернии, 1883 | В. Д. Поленов Оливковое дерево в Гифсеманском саду, 1882 | В. Г. Перов Чистый понедельник, 1866 | М. В. Нестеров Портрет Отто Юльевича Шмидта, 1937 |
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок» |