Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

«Сны Аризоны»: мечты о самолетах, черепахах и летающих рыбах

В 36 лет Кустурица (Emir Kusturica) уже считался маститым режиссером и по приглашению Милоша Формана (Milos Forman) стал преподавать в Колумбийском университете. После одной из лекций студент Дэвид Аткинс принес ему свой сценарий, предложив прочитать и оценить работу. Простая, но забавная история взаимоотношений двух чудаковатых влюбленных так понравилась Эмиру, что он решил расширить сценарий и перенести на экран. Он существенно отредактировал текст, добавил интересных героев и ситуаций и приступил к съемкам. Такова история создания первого американского фильма Эмира Кустурицы «Сны Аризоны» (Arizona Dream) — самой неоднозначной и удивительной работы культового режиссера.

Дядя Лео приглашает своего племянника Акселя, чтобы тот стал шафером на свадьбе, а заодно устраивает его в свой магазин по продаже «Кадиллаков». Лео мечтает, чтобы у него было столько «Кадиллаков», чтобы из них можно было построить огромную лестницу до самой Луны. У Акселя совсем другие мечты — он мечтает жить на Аляске и наблюдать за огромными летающими рыбами. В магазине он знакомится со странноватой женщиной Элен и ее не менее странной падчерицей Грейс. Первая мечтает научиться управлять самолетом и улететь в Папуа — Новую Гвинею, а вторая — стать черепахой и жить вечно. Вместе мечтать веселее, поэтому Аксель перебирается жить в «сумасшедший дом» Элен и Грейс, чтобы сходить с ума вместе с ними. И все было бы просто замечательно, если бы на стене не висело ружье. А как сказал классик, если в первом акте на стене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. Так и происходит...

Любимые герои Кустурицы — это добрые сумасшедшие. В их головах живут безумные идеи и дикие мысли, но это не мешает им оставаться симпатичными людьми. Чудак-фантазер Аксель — это одна из лучших ролей в карьере Джонни Деппа (Johnny Depp). Он летит по волнам своей сумасшедшей фантазии, как заядлый серфингист, и его не смущают ни летающие рыбы, преследующие его повсюду, ни тот факт, что люди, окружающие его, «повернуты» еще больше.

«Что ты можешь знать о смехе? Сварить суп, а потом пролить его на пол — вот это, действительно, смешно!» — говорится в фильме, и это как нельзя лучше характеризует фирменный режиссерский юмор, который Кустурица демонстрирует во всей красе. В его картинах вызывают улыбку даже самые несмешные эпизоды. Вам кажется диким желание смеяться, когда кто-то умирает? В мире Кустурицы эти законы не действуют. На похоронах тоже можно петь и танцевать, ведь вся наша жизнь — один большой балаган.

Впрочем, за всем этим безудержным весельем скрывается тяжелая работа. У фильма нелегкая судьба. Съемки шли очень долго и мучительно. У режиссера даже произошел нервный срыв, из-за чего работа была на некоторое время приостановлена. Монтаж длился почти два года и, наконец, в 1993 году «Сны Аризоны» были показаны на берлинском кинофестивале, где Кустурица получил специальный приз жюри.

С прокатом тоже не заладилось. Для американских зрителей картина вышла слишком арт-хаусной, ведь в ней не было четко развивающегося сюжета. Европейский зритель, наоборот, обвинил мэтра в чрезмерной «голливудизации» стиля, что было крайне несправедливо. В каком-то смысле «Сны Аризоны» стали признанием в любви к американскому кинематографу. Один из героев ленты сходит с ума от Голливуда, а в середине ленты даже присутствуют кадры из картины Хичкока (Alfred Hitchcock) «К северу на северо-запад» (North by Northwest). Но в целом это все тот же Кустурица. Веселый, вдумчивый, бесшабашный, романтичный. Такой, какой он есть — настоящий мечтатель и оптимист. И пусть попытка завоевать Голливуд вышла неудачной, «Сны Аризоны» остаются одной из самых необычных лент среди и без того нестандартных работ великого сербского режиссера.

 
 
Телега
Н. A. Ярошенко Телега
В избе
И. Е. Репин В избе, 1895
Первая зелень
И. С. Остроухов Первая зелень, 1887
Суд Пугачева
В. Г. Перов Суд Пугачева, 1875
Портрет дочери
Н. В. Неврев Портрет дочери, 1903
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок»