|
«Сны Аризоны»: мечты о самолетах, черепахах и летающих рыбахВ 36 лет Кустурица (Emir Kusturica) уже считался маститым режиссером и по приглашению Милоша Формана (Milos Forman) стал преподавать в Колумбийском университете. После одной из лекций студент Дэвид Аткинс принес ему свой сценарий, предложив прочитать и оценить работу. Простая, но забавная история взаимоотношений двух чудаковатых влюбленных так понравилась Эмиру, что он решил расширить сценарий и перенести на экран. Он существенно отредактировал текст, добавил интересных героев и ситуаций и приступил к съемкам. Такова история создания первого американского фильма Эмира Кустурицы «Сны Аризоны» (Arizona Dream) — самой неоднозначной и удивительной работы культового режиссера. Дядя Лео приглашает своего племянника Акселя, чтобы тот стал шафером на свадьбе, а заодно устраивает его в свой магазин по продаже «Кадиллаков». Лео мечтает, чтобы у него было столько «Кадиллаков», чтобы из них можно было построить огромную лестницу до самой Луны. У Акселя совсем другие мечты — он мечтает жить на Аляске и наблюдать за огромными летающими рыбами. В магазине он знакомится со странноватой женщиной Элен и ее не менее странной падчерицей Грейс. Первая мечтает научиться управлять самолетом и улететь в Папуа — Новую Гвинею, а вторая — стать черепахой и жить вечно. Вместе мечтать веселее, поэтому Аксель перебирается жить в «сумасшедший дом» Элен и Грейс, чтобы сходить с ума вместе с ними. И все было бы просто замечательно, если бы на стене не висело ружье. А как сказал классик, если в первом акте на стене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. Так и происходит... Любимые герои Кустурицы — это добрые сумасшедшие. В их головах живут безумные идеи и дикие мысли, но это не мешает им оставаться симпатичными людьми. Чудак-фантазер Аксель — это одна из лучших ролей в карьере Джонни Деппа (Johnny Depp). Он летит по волнам своей сумасшедшей фантазии, как заядлый серфингист, и его не смущают ни летающие рыбы, преследующие его повсюду, ни тот факт, что люди, окружающие его, «повернуты» еще больше. «Что ты можешь знать о смехе? Сварить суп, а потом пролить его на пол — вот это, действительно, смешно!» — говорится в фильме, и это как нельзя лучше характеризует фирменный режиссерский юмор, который Кустурица демонстрирует во всей красе. В его картинах вызывают улыбку даже самые несмешные эпизоды. Вам кажется диким желание смеяться, когда кто-то умирает? В мире Кустурицы эти законы не действуют. На похоронах тоже можно петь и танцевать, ведь вся наша жизнь — один большой балаган. Впрочем, за всем этим безудержным весельем скрывается тяжелая работа. У фильма нелегкая судьба. Съемки шли очень долго и мучительно. У режиссера даже произошел нервный срыв, из-за чего работа была на некоторое время приостановлена. Монтаж длился почти два года и, наконец, в 1993 году «Сны Аризоны» были показаны на берлинском кинофестивале, где Кустурица получил специальный приз жюри. С прокатом тоже не заладилось. Для американских зрителей картина вышла слишком арт-хаусной, ведь в ней не было четко развивающегося сюжета. Европейский зритель, наоборот, обвинил мэтра в чрезмерной «голливудизации» стиля, что было крайне несправедливо. В каком-то смысле «Сны Аризоны» стали признанием в любви к американскому кинематографу. Один из героев ленты сходит с ума от Голливуда, а в середине ленты даже присутствуют кадры из картины Хичкока (Alfred Hitchcock) «К северу на северо-запад» (North by Northwest). Но в целом это все тот же Кустурица. Веселый, вдумчивый, бесшабашный, романтичный. Такой, какой он есть — настоящий мечтатель и оптимист. И пусть попытка завоевать Голливуд вышла неудачной, «Сны Аризоны» остаются одной из самых необычных лент среди и без того нестандартных работ великого сербского режиссера.
|
К. А. Савицкий На войну, 1888 | А. П. Рябушкин Прогулка боярышни, 1890 | И.П. Похитонов Дубы. Ясная Поляна | И.П. Похитонов Охотник зимой, 1890 | В. Г. Перов Портрет художника А.К. Саврасова |
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок» |