|
Опора на маму в возрасте 5-6 месяцевОткрытие мира продолжается! Достигнув возраста 5-6 месяцев, ваш малыш постепенно начинает менять привычки. Ему по-прежнему нравится смотреть на лица близких людей, особенно на лицо мамы, слушать звуки, которые раздаются вокруг него. Но теперь у него преобладает интерес к предметам. Тренируем пальчикиНаш первооткрыватель учится управлять движениями своих рук, определять их положение и дотягиваться до предметов. Одно из достижений этого возраста — умение захватить игрушку точным движением пальчиков и удержать ее в ладони не меньше 15 сек. Малыш размахивает и манипулирует своей «добычей» и при этом не перестает следить за ней глазами, то есть зрительно контролирует события. Для него теперь не составляет особого труда захватить приглянувшуюся погремушку двумя руками или переложить ее из одной в другую. Однако он не откажется и от предложенной вами второй или третьей погремушки, сохраняя контроль за первой. Детская игра пока не слишком сложна. Не отличается она и разнообразием: ребенок хватает предметы, но еще не может их бросить. Если вы понаблюдаете за его действиями, то убедитесь, что в течение 20 минут он будет увлеченно трясти, вертеть, нажимать и качать оказавшиеся в его досягаемости игрушки. Каждый предмет малышу обязательно надо взять в рот, чтобы исследовать его при помощи губ, языка и десен. И это происходит не только потому, что у него режутся зубки. Пока что рот ребенка намного чувствительнее и более приспособлен для знакомства с предметами, чем пальчики. О том, что игра доставляет малышу удовольствие, можно догадаться по нежным звукам, которые он издает. Гули-гуленькиК концу 6-го месяца малыш произносит отдельные звукосочетания, среди которых можно хорошо различить повторяющиеся слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, да-да-да, на-на-на). Ребенок вступает в стадию лепета. Малыш начинает сочетать звуки, как бы забавляясь, играя своим голосом. Все это свидетельствует о том, что ребенок делает определенные успехи на пути освоения активной речи. Но в этом ему необходима ваша поддержка. Включайтесь в эту игру, повторяя звуки, которые произносит малыш, и добавляя к ним все новые сочетания слогов. Без устали напевайте малышу о том, как нежно любите его, а также обо всем, что вас окружает. Неважно, являетесь ли вы обладательницей абсолютного слуха и присутствует ли в вашей песенке рифма. Намного важнее передать те эмоции и интонации, с которыми вы обращаетесь к ребенку. Дотрагиваясь до разных частей лица и тела малыша во время мытья, переодевания или массажа, каждый раз называйте их. Например, проведя ручкой малыша по своему лицу, скажите: «Это мамин нос», «Это мамина щека». В каждой игре ограничьтесь двумя названиями. Теперь спросите у крохи: «Где малышкин нос?» и дотроньтесь детской ручкой до маленького носика. Вновь и вновь возвращайтесь к разучиваемым названиям. Посвящайте малыша и в таинства событий, происходящих на кухне. Называйте продукты, которые используете для приготовления обеда или ужина, проговаривайте все свои действия: «Я наливаю...», «Я мешаю...», «Я мою...». Дайте ребенку поиграть ложкой, безопасной посудой или коробочками. Малышей очень привлекают настоящие взрослые предметы. Учимся общениюК шести месяцам малыш умело пользуется многими навыками общения, кроме осмысленной речи. Он отвечает взглядом на взгляд, улыбкой на улыбку. Большинство этих навыков ребенок постигает в ходе самых простых игр. Как и все прочие навыки, навык общения следует постоянно упражнять и оттачивать. Например, начните вот с такой незатейливой игры, состоящей из повторяющихся действий. Вы набрасываете на голову ребенка легкий платочек, а он после многочисленных попыток снимает его. Или вот еще. Попробуйте произнести нечто вроде: «Идет коза рогатая... забодаю, забодаю!» Невозможно при этом не приблизить свое лицо к лицу малыша и не придать ему заговорщически страшное выражение или хотя бы нахмурить брови... Вы непременно дождетесь его улыбки, и сами улыбнетесь в ответ. Родителям всегда следует помнить, что многое достигается только в результате упражнения, а ребенок просто не в состоянии сделать этого один в ваше отсутствие. Малыш понимает жест «руки в руки»: если вы протяните свои руки к нему, в ответ он потянется к вам. Повторяя перед глазами малыша простые движения кистями рук, вы будите в нем желание подражать. Поднимите кисти и повращайте ими, приговаривая: «Фонарики, фонарики». Пробегитесь своими пальцами вдоль детского тельца от животика к носу, сопровождая эти действия словами: «Пожарнички побежали, на кнопочки нажали — пи-пи-пи...» На последнем звуке нажмите на носик крохи. Ребенку иногда удается выполнить определенные действия в заданной игровой последовательности. Например, мама дает платок, а кроха за него прячется. Прятки становятся его любимой игрой. Закройте пеленкой или ладонями свое лицо, а потом отдерните и скажите: «Ку-ку». В другой раз закройте лицо ребенка. Ему наверняка понравятся оба варианта игры. Ребенок в возрасте 5-6 месяцев уже способен удерживать свое внимание на заинтересовавшем его предмете достаточно длительное время. Так что пора начинать первые игры в прятки. Как только вам удастся привлечь внимание малыша яркой игрушкой, быстро накройте ее наполовину платком. Повторите свои действия несколько раз на его глазах. Через какое-то время он научится сам извлекать игрушку из-под платка. Одобрительная улыбка мамы, ее нежные взгляды и ласковые прикосновения способны творить настоящие чудеса. Благодаря такой эмоциональной поддержке наш маленький человечек начинает сам все активнее участвовать в происходящем. Активный карапузОсобенно очевидны успехи шестимесячного крохи в движении. Наверняка ваш малыш уже заслужил, чтобы ему присвоили веселое звание «ползунок». Вначале большинство малышей осваивают ползание на животе, позднее — на четвереньках. Ничего страшного, если кроха начнет осваивать науку, подражая раку, то есть двигаясь назад. Это тоже достойный способ передвижения. Поощряйте действия малыша, привлекая его внимание к передвигающейся в том же направлении игрушке. Ползайте и сами вместе с ним, помогая переставлять его ручки. Достойную компанию вашему ползунку может составить кукла-неваляшка или небольшой мячик яркой расцветки. Положив малыша на животик, привлеките его внимание, раскачивая неваляшку. Заметив радостное оживление на детском лице, придвиньте игрушку, чтобы до нее можно было дотронуться и покачать. Затем отодвиньте неваляшку от малыша примерно на 10 см. Наверняка он захочет подтянуться к ней. Если это не получится, помогите ему. Когда желанная цель будет достигнута, вновь отодвиньте неваляшку. Так можно играть с малышом в течение 5-7 минут. Чтобы игрушка не потеряла слишком быстро своей привлекательности, сделайте перерыв и на 3-4 дня уберите ее в шкафчик, а затем можете вернуться к. ней вновь. Когда успех станет стабильным, оставьте неваляшку малышу для самостоятельных упражнений. И в процессе ползания, и при первых попытках сесть или встать самостоятельно малыш опирается прежде всего на руки, поэтому ручки ребенка важно укреплять. Ваш кроха теперь достиг того возраста, когда уже способен уверенно «стоять» на выпрямленных ручках более 10 сек., конечно, если вы поддержите его одной рукой под животик, а другой — под обе ножки (это упражнение «тачка»). Следующее достижение крохи — попытки садиться самостоятельно из положения лежа на спине с поддержкой за руки. Ребенок нередко удерживает равновесие в положении сидя без вашей поддержки 5-10 сек, опираясь на собственные руки и наклонив туловище вперед (спина при этом округлая). Он также привстает, взявшись за опору и, если вы поддержите его за кисти рук, сможет устоять на чуть согнутых ножках несколько секунд. Однако не заставляйте его проделывать такой «трюк» специально, это будет не укреплять, а скорее, наоборот, ослаблять его мышцы и суставы. А вот что и вправду принесет пользу, так это большое безопасное пространство комнаты или дачного участка, по периметру которого заботливые мама и папа могут укрепить реечки и кольца. Цепляясь за них, малыш сможет упражняться по своему желанию. Есть чем гордиться!Итак, миновали первые полгода жизни вашего крохи. Перечислим основные достижения этого возраста:
А самое главное — у вашего карапуза сформировалось дружелюбное и доверчивое отношение к миру.
|
А. К. Саврасов Плоты, 1873 | К. А. Савицкий Ремонтные работы на железной дороге, 1874 | М. В. Нестеров Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным, 1885 | Г. Г. Мясоедов Автопортрет | Н. А. Касаткин Переселенцы, 1881 |
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок» |