![]() |
|
Характер, его строение и формирование. Характер и личностьХарактер — совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными, типовыми способами поведения. Структурное определение (диагностический подход): характер — прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Основа характера: врожденный темперамент. Функциональное определение (личностный подход): характер — форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры мотивов. Основа — возникающие личностные проблемы. Свойства характера — возможные способы решения проблем. А. Адлер: характер — индивидуальный жизненный стиль. Характер как индивидуальный стиль. Подходы к изучению характера: 1) характер и темперамент. Темперамент как основа характера. 2) характер и личность. Личность как социальный индивид. Характер — объединение способностей (содержание) и темперамента (форма). Это форма, позволяющая освоить важное для социального индивида содержание. Строение характера. Единица анализа: индивидная черта. Факторный анализ. (?1) Строение характера с точки зрения содержания. Ананьев: характер — система отношений. Маркс: сущность человека есть весь ансамбль общественных отношений. Черта характера — отношение социальной личности к жизненным условиям ее развития. Связь семейной поддержки с IQ: расходящееся и перекрестное взаимодействие — отличия в качественном различии выводов. Не всякое отношение есть черта характера, а только существенное. Какое? 1) к природе (экосознание). 2) к социальным условиям. 3) к самому себе. Для определения характера вводят понятие «направленности личности». 1) направленность личности: структура отношений тесно связана с мотивационной структурой. 2) сила характера — выраженность этого отношения. 3) цельность характера — согласованность отношений меду чертами. Направленность личности: строение и развитие мотивационной сферы личности, степень иерархизации и внутренней согласованности которой определяют качественное своеобразие характера, его силу и цельность. Формирование стиля поведения и стиля жизни: характер защищает сложившуюся структуру мотивов. Кант: «характер — форма поведение, которая обеспечивает защиту наличной структуры мотивов и выбор в неопределенной ситуации», «характер — достоинство человека». Кант говорит о том, что не у всех есть характер: «поведение человека без характера зависит от случая». Нет характера, но есть форма поведения. Характер защищает структуру мотивов. Если в ней есть конфликт, то проявляются негативные функции психологической защиты. Защитный механизм обеспечивает временное снятие тревоги, позволяет не растеряться в конкретной ситуации. Характер удаляет от решения проблем. В. Райх: телесно ориентированная терапия. Сначала надо разрешить собственные проблемы, а потом помогать другим. Когда Оно начинает говорить, то сколько не разговаривай, обнаружишь все больше вербальных проблем (терапия Фрейда: «излечение словом»). Уход от проблемы через ее объяснение. Представленность личностных проблем в теле — телесный защитный панцирь. Характер препятствует выходу противоречий. Жесткая форма мешает развитию личности, т.к. любая ситуация представляется типовой. Нужно уметь распускать защитный панцирь. Поступок — привычка — характер — судьба. А. Адлер (учение З. Фрейда): человек как социальный индивид. Чувство общности — чувство, с которого начинается личность. Чувство общности блокируют: 1) авторитетное воспитание. 2) физическая агрессия. 3) излишняя эмоциональная опека. Комплекс неполноценности может быть компенсирован. Компенсация: 1) самого комплекса, без устранения причины (социальный комплекс). 2) преобразование источника комплекса. Жизненный стиль — стратегии, способы достижения цели. Конструктивный жизненный стиль позволяет достигать цели. Уникальность характера — уникальность собственного решения своих проблем. Формирование и развитие характера. Подходы: (1) структурный. Характер — прижизненное развитие темперамента. М. М. Бахтин: многие литературные герои описываются через постоянный характер. (2) функциональный. Характер — квазикачество. Строение функции: человек становится кем-то ради жизненного принципа. Выготский: черты характера, и он в целом — ВПФ, которые строятся на основе натуральных. 3. Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера. Индивидуальность — совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. Она определенным образом организована. Проблема выделения типов характера: емкость и тип. 1) емкость — совокупность свойств и типов поведения. Тип — их взаимосвязь и взаимообусловленность. Свойства предполагают друг друга. 2) емкость — сумма. Тип — целое. Понимание целостности: у типа выделяют несколько структурных качеств (2 — 3), которые объединяют, задают структуру остальным. Стратегии построения типов: 1) снизу — эмпирическая. Индукция. 2) сверху — стратегическая. Дедукция. Задачи выделения типологии: 1) объяснительная. Возможность установления психотелесных соответствий. Гиппократ, Кречмер, Шелдон. 2) описательная. Описание классов характера. Тип характера- отклонение, связанное с социальной неприспособленностью. Аномалия — индивидуально-типовой портрет. Ганнушкин, Личко. 3) терапевтическая. Получение возможности понять свой характер, получить возможности управления социальным поведением. Дедукция: через выделение общих черт индивидуальности. К. Г. Юнг: психологические типы. Строение тела и характер. Э. Кречмер (немецкий психиатр). Выделение и описание основных типов телосложения. Связь телосложения с психическим обликом. «Тип» — целостная структура, а не совокупность. Шаг № 1: факты. Типы телосложения — идеальные типы. Проблема: чистые и смешанные типы. 3 основные конституции. Ключевой признак типа: лицо. Тип (1) Астеник (Чехов: «тонкий»): слабое развитие мускулатуры, узкие плечи, впалая грудная клетка, впалый живот. Лицо: угловой профиль (вытянутый нос и скошенный подбородок). (2) атлетик: развитая мускулатура, широкие плечи, крупная голова, узкие бедра. (3) пикник (Чехов: «толстый»). Лицо: фас — пятиугольник (скулы особо выделяются за счет жировых отложений). Соотнесение типа телосложения с психическими заболеваниями. Выделил типовые на основе 2 заболеваний: 1) шизофрения (Sch). Э. Блейлер: «шизофрения» (впервые). Основной признак — аутизм. Ориентация на себя — искаженное восприятие мира. Аутистическое мышление — уход от реальности. 2) циклический (маниакально-депрессивный) психоз. Резкая смена настроения: беспричинная радость — беспричинное уныние. Вывод: связь шизофрении и типов астеник, атлетик; связь МДП и типа пикник (надежный факт). Шаг № 2: интерпретация. 1) Кречмер и др. Отсутствие качественной грани между нормой и патологией. Количественные отличия: малая психиатрия — невроз. Шизофрения и МДП — центры более общих образований (изучал истории болезни не только пациентов, но и родственников). Аномалии характера, соответствующие им: шизоид (испытывает трудности в социальной жизни) и циклоид. Малая психиатрия: индивидуальные типы характера. Ганнушкин: типы — психопатии. Циклоид: общителен, открыт миру, доброжелателен. Принимает мир таким, каков он есть. Активный, деятельный (сангвиник Гиппократа; Павлов, Айзенк). Редко доводит дела до конца. Существует зависимость от окружения, т.к. в эмоциональных ситуациях ему необходимо выговориться. Может потерять себя, раствориться в среде. Эмоциональная шкала: постоянная радость — постоянная грусть. Не в состоянии контролировать эмоции. Шизоид: замкнут, крайне раздражителен. Противостоит миру. Навязывает ему свои нормы. Ориентирован на себя: «напоминает готический замок — снаружи скромен и бесцветен, внутри — роскошные пиры». Редко имеет друзей, его партнер должен отвечать некоторому идеалу: «если я тебя придумала, стань таким, как я хочу». Эмоциональная сфера: крайняя чувствительность (ранимость) — эмоциональная тупость (полное внешнее безразличие к окружающим). 2) только Кречмер. От пограничных расстройств — к нормальной индивидуальности. Предположение о существовании общих биотипов. Биотип — единство телесных и психических черт. Изучение на вождях и героях. Исследователи, писатели, политики: нашел мало. Только описание, нет объяснения. Циклотимик: доверяет чувствам, а не разуму. Богатая интуиция мыслителя. В политике склонен к компромиссам. Шизотимик: предпочитает науки, где нужно обобщать. Мир изначально схематизируется. Основная ориентация на себя. Ориентация на поиск внутренних причин. В политике — яркие революционеры. У. Шелдон. Выделяет индексы — показатели ключевого типа телосложения. Соответствие признаков, их корреляции. Типы как группы свойств. Психопатии и акцентуации характера. Объяснительные теории. Они построены снизу, эмпирически. Проблема выделения общих психических типов. Построение сверху, дедуктивно. Назначение: дать человеку средства к пониманию своей индивидуальности. Юнг, 20е годы. Книга «Психологические типы». Часть 1: историческая, исследует взаимодействие типов, везде находит пары. Часть 2: подведение итогов. Шаг №1. Выделение направленности, общей установки субъекта. Везде есть взаимодействие сил: расширение и сжатие. Художник стремится во вне — экстраверт. Мыслитель стремится внутрь — интраверт. Итог: выделение двух, взаимодополняющих направленностей субъекта. Шаг №2. Проблема эмпирического соответствия. Каждый человек обладает обеими установками. Наличие двух психических сфер у человека: сознание и бессознательное. Шаг №3. Идея равновесия. Анализ психических функций: экстраверт — эмоциональный человек. Интраверт — рациональный человек. Попытка выделить две оси, четыре типа. Шаг №4 отражение полного цикла контакта человека с миром. Стадии: а) ощущение (восприятие) — сенсорика, способность воспринимать мир объективно. Б) эмоции — ориентировка на отношение к событиям. В) мышление — вскрытие существенных свойств. Г) интуиция — способность к прогнозированию будущих результатов. Замечания. 1) выделяя типы, можно различать больше параметров. Э. Шпрангер: выделяет типы по основному социальному мотиву человека. 2) а. Ф. Лазурский: типы как уровни развития личности, познание себя предполагает развитие. № 2. Ганнушкин: изучение взрослых. Психопатия — аномалия характера, которая (1) определяет весь психический облик человека, (2) относительно неизменна при жизни, (3) связана с социальной дезадаптацией. Классификация: 10 типов. А. Е. Личко: изучение детей. Акцентуация — крайний вариант нормы, связанный с резким, излишним подчеркиванием определенной черты, что приводит к болезненной чувствительности в одних социальных ситуациях при относительной устойчивости к другим. Любой подросток имеет акцентуация, иногда это является признаком возраста. Задача: выявить социально неприемлемые реакции акцентуанта. Классификация: 12 типов (10 типов Ганнушкина + циклоид, шизоид). Ганнушкин: психопатии. Личко: акцентуации. Группа циклоидов (I — II как ее полюса). I Конституционально-возбужденная группа. Гипертинный тип. Выражение МДП. Постоянно приподнятое настроение, повышенная активность. Часто увлекается, интерес к миру, неформальный лидер, разносторонние интересы. Неустойчивость интересов (следствие в жизни: скромные успехи). Азартный игрок. Склонность к аферам. С легкостью принимает жизненные невзгоды. Часто это возрастная черта. II Конституционально-депрессивная группа. Сенситивный тип. Основной признак: беспричинное понижение настроения, повышенная утомляемость, болезненная чувствительность (Павлов: чистый слабый тип НС). Ситуации, связанные с проверкой, вызывают излишнюю раздражительность. Основной признак: боязнь проверок. Многие шаблонные ситуации воспринимаются как неопределенные. Трудности в повседневном общении. Стремится компенсировать это, привлечь к себе внимание, победить тревогу, но возникает чувство стыда. III Группа лабильных. Неустойчивость эмоциональной сферы. Эмотивно-лабильный тип: эмоциональность. Реактивно-лабильный: смена настроения из-за внешних обстоятельств. Не имеет долгих привязанностей, размытые интересы, не может долго сдерживать обещания. Не умеет правильно выразить, оформить и сохранить привязанность, удержать в поведении. Группа психастеников. IV Группа неврастеников. Астено-невротический тип. Болезненная чувствительность вплоть до мнительности в отношении собственных телесных переживаний. Часто посещает поликлинику сразу в нескольких кабинетах. Болезненное отношение к физическому и психическому здоровью. V Группа психастеников. Психастенический тип. Чрезмерная нерешительность. Нет внутренних средств для принятия решений. Компенсация с помощью внешних (гороскопы и др.) средств. Даже собственное решение принимает с опорой на внешние средства (Л. Н. Т.: «Воскресение», заседатель суда). VI Группа параноидов. Не выявлены. Склонность к созданию сверх ценных идей. Кажется ориентированным на себя, оценивает других и относится к ним в соответствии со своими сверхценными утверждениями. Требователен, жесток, злопамятен, капризен и раздражителен. Он — резонер (человек, склонный к обоснованию своих убеждений), но его словесный поток однообразен, не оригинален. VII Группа эпилептоидов. Эпилептоидный тип. Ключевые признаки: наличие эмоциональных приступов, наличие вязких эмоциональных состояний, наличие моральных дефектов. Находится на гране выполнения нормы. Ханжа, подчеркивает свое соблюдение норм. Стремится к лидерству, но редко достигает его. Положение ближайшего подчиненного у лидера, перед которым заискивает. Жесток по отношению к слабым. Может быть деятельным, упорным. Склонен дойти во всем до предела. Часто что-нибудь коллекционирует. Склонен овладевать ручными умениями, склонен тренироваться один. VIII Группа истероидов. Истероидный тип. Необходимость привлечения внимания любой ценой. Неожиданные, немотивированные поступки. Склонность к фантазированию: неверное представление реальности. Человек уходит от сознания своей мотивации, придумывает себе тяжкие грехи. Патологически лгун. Крайний случай — фанатик. Это особенность подросткового возраста, которая может сочетаться с другими. IX Группа неустойчивых. Неустойчивый тип. Невозможность действовать без образца. Отсутствие сложившихся способов поведения, зависим от окружающих. Компенсация: выбор яркого образца. Гипертинный подросток: лидер в подростковых компаниях, склонен к употреблению химических возбудителей, но потом испытывает долгий и тяжкий стыд. X Группа конституционально-глупых. Конформный тип. Интеллектуальная сниженность. Будет успешен, если выберет себе средний образец. Ханжа, резонер. Дежурные, обыденные мнения. Необходимость подражать, быть как все. Итог: т.к. характер — образование на основе врожденных свойств, то он есть у всех. Ганнушкин: нормальный характер — условность, которая реально не существует. Норма создается человеком как личностью (создается обществом). Леонгард: «Акцентуированные личности». На материале художественной литературы выделяет типы. Акцентуации и психопатии — попытки природы наметить те точки, в которых возможна социальная дезадаптация.
|
![]() В. И. Суриков Боярыня Морозова, 1887 | ![]() А. П. Рябушкин Новгородская церковь, 1897 | ![]() И.П. Похитонов Сумерки. Охота | ![]() В. Г. Перов Сцена на могиле, 1859 | ![]() М. В. Нестеров Папские послы у Ивана Грозного, 1884 |
© 2025 «Товарищество передвижных художественных выставок» |