Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

Дрезден

Фрауэнкирхе

Как это ни странно, но название этого исконно немецкого города имеет славянские корни — еще в 6 веке на его месте существовали поселения славян, которые называли себя «dredzane» — «жители заболоченных лесов».

Как город Дрезден впервые упоминается в письменных источниках в 1216 году, а уже в 1547 году он становится столицей Саксонии и резиденцией саксонских курфюрстов.

В 1685 году сильнейший пожар уничтожает город, который затем отстраивается в пышном и великолепном барочном стиле.

Наивысший расцвет градостроительства Дрездена связан с королем Саксонии и Польши Фридрихом Августом I Сильным, благодаря которому город стали называть «Флоренцией на Эльбе».

Среди достопримечательностей Дрездена стоит упомянуть выполненную в готическом стиле церковь Крейцкирхе (15 в.), протестантскую церковь Девы Марии (Фрауэнкирхе), построенную в 1743 году и восстанавливаемую в настоящее время после разрушения в 1945 году, католическую Придворную церковь (Хофкирхе), заложенную в 1739 году.

Хофкирхе и Оперный театр Земпера

Хофкирхе — самая большая церковь Саксонии, также разрушенная во время войны, была восстановлена 1980 году и возведена в ранг кафедрального собора Святой Троицы.

Аугустусбрюкке

Достойны внимания и Аугустусбрюкке — каменный мост через Эльбу, возведенный в 18 веке, и Дрезденская опера, построенная в 1878 году знаменитым немецким архитектором Готфридом Земпером, которую сейчас чаще называют по имени ее создателя Оперным театром Земпера.

Но главное достояние города — это, конечно же, жемчужина саксонского барокко Цвингер и всемирно известная Дрезденская картинная галерея.

Оперный театр Земпера

Возведение Цвингера началось в 1711 году по приказу Августа I. Проведение строительных работ было поручено гениальному архитектору Даниелю Пёппельману, создавшему истинный шедевр барочного искусства.

Цвингер

Ансамбль Цвингера представляет собой прямоугольный двор, образованный шестью двухэтажными павильонами и соединяющими их одноэтажными галереями. При жизни Пёппельмана были завершены только три стороны этого прямоугольника — симметричные боковые стороны, представляющие собой сводчатые галереи, в центре каждой из которых встроено по павильону, и еще четыре павильона, украшающие углы ансамбля. С северо-восточной, обращенной к Эльбе четвертой стороны, ансамбль остался недостроенным. Позднее (уже в 19 в.) двор Цвингера был замкнут зданием Картинной галереи, возведенной по проекту Готфрида Земпера.

Цвингер

В павильонах Цвингера размещались библиотека, математический кабинет, кунсткамера, коллекции гравюр и фарфора. Однако основным предназначением Цвингера являлось проведение различного рода празднеств, что во многом и определило своеобразие его архитектуры. Обширный двор служил для проведения парадов и представлений, а окружающие его павильоны выполняли роль своеобразных театральных лож.

Цвингер

Пёппельман проявил много фантазии и изобретательности в украшении павильонов. Особым изяществом отличаются расположенные друг против друга «Павильон на валу» и «Павильон с колокольчиками» (получивший такое название из-за часов с боем) — они буквально тонут в пышном декоративном убранстве. Их нижние этажи украшены полуфигурами гримасничающих атлантов работы австрийского скульптора Бальтазара Пермозера. Карнизы второго этажа, кажется, готовы обрушиться под тяжестью статуй, декоративных ваз и цветочных гирлянд. Но весь этот обильный декор только подчеркивает легкость конструкции павильонов.

Павильон «Королевские ворота»

Главными из них считались два овальных павильона в боковых сторонах ансамбля, один из которых был предназначен для размещения королевской свиты, во втором (павильон «Королевские ворота» — Кронентор) размещалась ложа короля. «Королевские ворота» представляют собой своеобразное соединение надвратной башни и двухъярусной триумфальной арки, проход к этому павильону ведет через легкий мостик, перекинутый через обводной ров. Купол «Королевских ворот» увенчивался польской короной, которую поддерживали четыре позолоченных геральдических орла с польского герба.

Цвингер

Наиболее трагическим днем в истории Дрездена можно назвать 13 февраля 1945 года. В этот день был совершен массированный налет английской и американской авиации; количество бомб, сброшенных на город, исчислялось десятками тысяч, хотя (как потом утверждали историки) никакой военной необходимости в этом не было. В результате город был почти полностью разрушен — более 85% зданий лежали в развалинах. Не избежал печальной участии и Цвингер — от очаровательного архитектурного ансамбля остались одни развалины, а на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен.

Тициан «Динарий кесаря», (около 1516)

Создание галереи было положено еще в начале 16 века саксонским курфюрстом Фридрихом Мудрым, который по обычаю своего времени покровительствовал художникам. Он пригласил ко своему двору Лукаса Кранаха и давал заказы Альбрехту Дюреру, чьи полотна до сих пор являются украшением Дрезденской галереи. Однако вплоть до начала 18 века большую часть коллекции составляли в основном исторические и естественно-этнографические экспонаты, а картины использовались лишь для украшения стен. Подлинный размах пополнение галереи приобрело в 18 веке при Августе II — курфюрсте саксонском и короле польском и его сыне Августе III, которые через своих агентов — ученых, дипломатов, художников и торговцев — покупали отдельные полотна и целые собрания. Буквально за несколько десятилетий Дрезденский замок перестал вмещать все собрание и галерея была переведена в специально приготовленное для нее помещение в Цвингере.

Джорджоне «Спящая Венера», (около 1508)

Гордостью галереи является прежде всего раздел итальянской живописи 15-18 веков. Ее собрание включает полотна Тициана, Джорджоне, Веронезе, Рафаэля, Корреджо, Тинторетто... Наиболее ценной частью коллекции голландской живописи являются картины четырех крупнейших ее представителей — Рембрандта, Вермеера, Рейсдала и Халса. Фламандская школа представлена прекрасными работами Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса. Раздел испанского искусства галереи содержит картины выдающихся мастеров Испании — Веласкеса, Риберы, Сурбарана.

Рембрандт «Автопортрет с Саскией на коленях», (1635)

И всем им угрожала гибель, когда в конце войны гитлеровцы спрятали эти бесценные сокровища в сырых известняковых шахтах, часто без упаковки, опустив просто на землю, по которой текла вода. Картины были в ужасном состоянии — рамы разбухли, позолота отслоилась и прилипала к пальцам, а изображение часто было трудно различимо из-за покрывающей полотно плесени. Когда были найдены и подняты на свет великие полотна, перед людьми в сиянии нежной красоты предстала «Спящая Венера» Джорджоне. За ней последовали «Автопортрет с Саскией» Рембрандта, маленький серебристый «Праздник» Ватто, «Портрет дамы в белом» и «Динарий кесаря» Тициана...

Рафаэль «Сикстинская мадонна», (около 1512)

«Сикстинская мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика — рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой, В одно мгновение он мог вспыхнуть, и человечество навсегда бы потеряло шедевр Рафаэля. «Мадонна» была написана для алтаря монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Двор саксонских курфюрстов выкупил эту картину в 1754 году у монастыря, заплатив за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. Очень своеобразна композиция картины — юная босоногая женщина с ребенком на руках идет с небес к людям. Широко открытые лучезарные глаза Мадонны печальны — мать предчувствует трагическую судьбу своего сына и все же несет его людям.

Тинторетто «Спасение Арсинои», (середина 16 в.)

Официальной датой основания Дрезденской картинной галереи считается 1772 год. А за год до этого из нее был выделен так называемый «Зеленый свод» — богатейшее собрание украшений и ювелирных изделий прошлых веков, которое до начала 18 века представляло собой хранилище драгоценностей саксонских курфюрстов. Однако, хотя оно и было превращено в музей, широкой публике доступ сюда был закрыт вплоть до 20 века. Кроме гостей курфюрста и представителей знати, доступ к собранию был разрешен только «образованным слоям» и то — лишь в сопровождении гида.

Во дворце расположены и другие музеи: физико-математический салон, выставляющий научные приборы XI-XIX веков; Исторический музей с его знаменитой коллекцией оружия, и т. д.

 
 
Портрет дамы в кружевной накидке
Н. A. Ярошенко Портрет дамы в кружевной накидке
Извержение вулкана
Н. A. Ярошенко Извержение вулкана
Рожь
И. И. Шишкин Рожь
Ручей в берёзовом лесу
И. И. Шишкин Ручей в берёзовом лесу
Зима. Иней
А. С. Степанов Зима. Иней
© 2025 «Товарищество передвижных художественных выставок»