Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

DARPA Grand Challenge — гонка роботов за миллионом долларов

Три с половиной десятка команд приняли дерзкий вызов, брошенный агентством передовых оборонных разработок Пентагона: первому, кто построит автономного робота, способного преодолеть расстояние от Лос-Анджелеса до Лас-Вегаса за 10 часов, достанется миллион долларов.

О «Великом вызове» агентства DARPA Grand Challenge мы уже упоминали, когда рассказывали о машинах, способных ездить самостоятельно, без водителя. Теперь пришло время вникнуть в суть этого соревнования поглубже.

Есть у DARPA цель — к 2015 году сделать треть всех боевых транспортных средств беспилотными. Больше других военные заинтересованы в наземной автономной технике. Мозгов имеющихся подрядчиков, как оказалось, не хватает, вот и было решено использовать умственные способности, так сказать, со стороны.

Воззвание к народным творческим способностям подкрепили финансово — выделили миллион. Гонка запланирована на 13 марта 2004 года. То есть, деньги и время есть, желающие тоже. Другое дело, что как выполнить условие «Вызова», большинство из них лишь смутно догадывается, поэтому и находится в стадии планирования и испытаний.

Как и следовало ожидать, многие «гонщики» заявляют о том, что деньги, дескать, не главное и не самоцель. Важнее принять великий вызов, показать, проверить свои способности, ну и так далее.

Кстати, альтруизм находит подтверждения и в цифрах. Тогда как большая часть команд старается держаться в рамках $100-тысячного бюджета, кое у кого затраты зашкаливают за $5-6 миллионов. Правда, и спонсоры к транжирам подтянулись не из бедных — IBM и Northrop Grumman, к примеру.

Следующая веха после регистрации для участников наступит 14 октября 2003 года, когда они должны предоставить DARPA техническую документацию, раскрывающую проекты в деталях. Жюри определит, соответствуют ли планы правилам соревнования и выполнимы ли они технически. Весьма вероятно, что уже на этой стадии многие из соперников вылетят из гонки.

В следующий раз участников соберут уже непосредственно перед соревнованием: в начале марта 2004-го в Южной Калифорнии DARPA устроит симпозиум и техосмотр. Маршрут будет объявлен за два часа перед стартом, соперники смогут загрузить в бортовые компьютеры машин цифровые карты.

Хотя в агентстве быстро придумали первоначальные правила, их пришлось слегка изменить после обсуждения с зарегистрированными участниками. Ранее заявлялось, что транспортные средства не могут быть управляемы человеком.

Но один из претендентов спросил, подразумевается ли, что можно посадить за руль обезьянку. Новые же правила не допускают к управлению ни одно живое существо. Размеры и вес роботов организаторов гонки покамест не интересуют.

Нельзя ничего разрушать: ни дорожное покрытие, ни окружающую среду, запрещается и наносить ущерб транспортным средствам. Несмотря на то, что в итоге DARPA хочет получить боевые автономные машины, вступать в бой с чем— и кем-либо в агентстве посчитали преждевременным. И правильно.

Расстояние от Лос-Анджелеса до Лас-Вегаса — более 500 км, но команды пугает не эта цифра, а около 400 км бездорожья: песок, грязь, камни, канавы, колючая проволока, горы, холмы и, по крайней мере, один участок, где навигация GPS работать не будет.

Планируется, что средняя скорость роботов будет около 40 км/час, а время от времени им будет предоставляться возможность ускориться до 80 км/час. Тем, разумеется, кто на такое способен. С другой стороны, придётся и останавливаться, и объезжать — это значит обнаружение препятствия в реальном времени и оперативное преодоление его, непростая задачка.

Например, при движении со скоростью 18 метров в секунду машине, чтобы «Великий вызов» не завершился на дне оврага, нужно принять решение секунды за четыре, остановиться или замедлить движение.

Сложность ещё и в том, что навигационные системы GPS, которые можно свободно купить, работают с точностью в пределах метра, а сбившиеся с пути машины должны быстренько вернуться на заданный курс.

К тому же, GPS не является панацеей от ям, канав и камней, вот и загружают участники своих роботов датчиками, камерами, акселерометрами, радарами, бортовыми компьютерами для дополнительной навигации и тому подобным.

Хотя деньги для команд, как уже говорилось, не самоцель, миллион долларов на дороге не валяется. Наверное, поэтому, практически все не раскрывают деталей своих проектов. У многих и сайты пока находятся в стадии Under Construction. Тем не менее, будем ждать развития событий, и по возможности посвящать вас в детали, а значит — продолжение следует.

 
 
Портрет дамы в кружевной накидке
Н. A. Ярошенко Портрет дамы в кружевной накидке
В монастыре
Н. A. Ярошенко В монастыре
В полдень (Стадо)
Л. В. Туржанский В полдень (Стадо)
Выезд на охоту
В. А. Серов Выезд на охоту, 1910
Мальчик мастеровой
В. Г. Перов Мальчик мастеровой, 1865
© 2025 «Товарищество передвижных художественных выставок»