![]() |
|
DARPA Grand Challenge — гонка роботов за миллионом долларовТри с половиной десятка команд приняли дерзкий вызов, брошенный агентством передовых оборонных разработок Пентагона: первому, кто построит автономного робота, способного преодолеть расстояние от Лос-Анджелеса до Лас-Вегаса за 10 часов, достанется миллион долларов. О «Великом вызове» агентства DARPA Grand Challenge мы уже упоминали, когда рассказывали о машинах, способных ездить самостоятельно, без водителя. Теперь пришло время вникнуть в суть этого соревнования поглубже. Есть у DARPA цель — к 2015 году сделать треть всех боевых транспортных средств беспилотными. Больше других военные заинтересованы в наземной автономной технике. Мозгов имеющихся подрядчиков, как оказалось, не хватает, вот и было решено использовать умственные способности, так сказать, со стороны. Воззвание к народным творческим способностям подкрепили финансово — выделили миллион. Гонка запланирована на 13 марта 2004 года. То есть, деньги и время есть, желающие тоже. Другое дело, что как выполнить условие «Вызова», большинство из них лишь смутно догадывается, поэтому и находится в стадии планирования и испытаний. Как и следовало ожидать, многие «гонщики» заявляют о том, что деньги, дескать, не главное и не самоцель. Важнее принять великий вызов, показать, проверить свои способности, ну и так далее. Кстати, альтруизм находит подтверждения и в цифрах. Тогда как большая часть команд старается держаться в рамках $100-тысячного бюджета, кое у кого затраты зашкаливают за $5-6 миллионов. Правда, и спонсоры к транжирам подтянулись не из бедных — IBM и Northrop Grumman, к примеру. Следующая веха после регистрации для участников наступит 14 октября 2003 года, когда они должны предоставить DARPA техническую документацию, раскрывающую проекты в деталях. Жюри определит, соответствуют ли планы правилам соревнования и выполнимы ли они технически. Весьма вероятно, что уже на этой стадии многие из соперников вылетят из гонки. В следующий раз участников соберут уже непосредственно перед соревнованием: в начале марта 2004-го в Южной Калифорнии DARPA устроит симпозиум и техосмотр. Маршрут будет объявлен за два часа перед стартом, соперники смогут загрузить в бортовые компьютеры машин цифровые карты. Хотя в агентстве быстро придумали первоначальные правила, их пришлось слегка изменить после обсуждения с зарегистрированными участниками. Ранее заявлялось, что транспортные средства не могут быть управляемы человеком. Но один из претендентов спросил, подразумевается ли, что можно посадить за руль обезьянку. Новые же правила не допускают к управлению ни одно живое существо. Размеры и вес роботов организаторов гонки покамест не интересуют. Нельзя ничего разрушать: ни дорожное покрытие, ни окружающую среду, запрещается и наносить ущерб транспортным средствам. Несмотря на то, что в итоге DARPA хочет получить боевые автономные машины, вступать в бой с чем и кем-либо в агентстве посчитали преждевременным. И правильно. Расстояние от Лос-Анджелеса до Лас-Вегаса — более 500 км, но команды пугает не эта цифра, а около 400 км бездорожья: песок, грязь, камни, канавы, колючая проволока, горы, холмы и, по крайней мере, один участок, где навигация GPS работать не будет. Планируется, что средняя скорость роботов будет около 40 км/час, а время от времени им будет предоставляться возможность ускориться до 80 км/час. Тем, разумеется, кто на такое способен. С другой стороны, придётся и останавливаться, и объезжать — это значит обнаружение препятствия в реальном времени и оперативное преодоление его, непростая задачка. Например, при движении со скоростью 18 метров в секунду машине, чтобы «Великий вызов» не завершился на дне оврага, нужно принять решение секунды за четыре, остановиться или замедлить движение. Сложность ещё и в том, что навигационные системы GPS, которые можно свободно купить, работают с точностью в пределах метра, а сбившиеся с пути машины должны быстренько вернуться на заданный курс. К тому же, GPS не является панацеей от ям, канав и камней, вот и загружают участники своих роботов датчиками, камерами, акселерометрами, радарами, бортовыми компьютерами для дополнительной навигации и тому подобным. Хотя деньги для команд, как уже говорилось, не самоцель, миллион долларов на дороге не валяется. Наверное, поэтому, практически все не раскрывают деталей своих проектов. У многих и сайты пока находятся в стадии Under Construction. Тем не менее, будем ждать развития событий, и по возможности посвящать вас в детали, а значит — продолжение следует.
|
![]() Н. A. Ярошенко Портрет дамы в кружевной накидке | ![]() Н. A. Ярошенко В монастыре | ![]() Л. В. Туржанский В полдень (Стадо) | ![]() В. А. Серов Выезд на охоту, 1910 | ![]() В. Г. Перов Мальчик мастеровой, 1865 |
© 2025 «Товарищество передвижных художественных выставок» |