Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

Провал пересмотра устава Академии художеств

Первый устав, который, по признанию современников, поражал "…всякого внимательного читателя величием плана и замечательной логикой", Академии художеств даровала Екатерина Великая. В 1859 году, под влиянием реформ, устав Академии был изменен, но эти изменения не затронули глубинных основ художественного образования в России.

По утверждению членов Товарищества и других прогрессивно настроенных живописцев, в Академии процветала косность, совет был жалок и пассивен: "… все члены Совета походили один на другого тем, что были все одинаково стары годами, понятиями и привычками…". С того же 1859 года конференц-секретарь Академии получил расширенные полномочия и имел основное влияние на внутренний распорядок Академии. В 1868 году должность конференц-секретаря занял Петр Федорович Исеев, сменивший на этом посту Федора Федоровича Львова, который, по мнению Совета, был слишком лоялен в подходе к образованию (при нем академисты начали изучать археологию и историю костюма) и недооценивал потенциальную опасность, которую представляло собой Товарищество передвижников.

В отличие от Львова, Исеев видел в Товариществе силу, которая угрожала монополизму Академии на изобразительное искусство в России. Обладая потрясающей интуицией, проницательностью и умением вести теневую войну, Исеев сумел почти полностью подчинить себе академический Совет и, внешне выказывая либеральное отношение к передвижникам, старался расколоть Товарищество изнутри.

Одной из имитаций готовности Академии к реформам стала попытка изменить академический устав. Исеев сам написал докладную записку с просьбой о разрешении пересмотра устава, разработал его проект и сформировал комиссию, куда наряду с преданными членами Совета вошли и академики, примкнувшие к Товариществу передвижников.

На деле Исеев рассчитывал усыпить бдительность передвижников и новым уставом еще сильнее укрепить свои позиции в Академии. Опытный управленец, он прекрасно понимал, что необходимость реформы в Академии назрела. Но, не желая доводить ситуацию до революционного состояния, хотел провести "реформацию" административными силами.

Неустранимые разногласия в комиссии

Комиссия по пересмотру академического устава, в состав которой вошли несколько передвижников, начала работу в октябре 1872 года. Обновленный устав, проект которого был составлен Исеевым, должен был изменить и регламентировать судьбу Академии на несколько последующих десятилетий.

Однако с первых дней работы возникли неустранимые разногласия между членами комиссии и ее председателем. Как было сказано в протоколе одного из заседаний, художники не готовы были принять некоторые положения проекта, написанного Исеевым, поскольку в результате власть могла оказаться только у одного лица, то есть "конференц-секретаря, в руках которого сосредоточены все существенные стороны академического управления…".

Будучи не в силах добиться своего, Исеев сложил с себя обязанности председателя, его сменил ректор Академии Ф. И. Иордан. Однако и он не смог сплотить комиссию. По мнению Иордана, переработанный комиссией устав принижал роль Совета за счет введения выборных принципов замещения некоторых должностей в Академии. Несмотря на то что заседания комиссии продлились вплоть до января 1874 года, единое решение так и не было принято. Пересмотр устава окончился провалом: новый проект был не то что не утвержден, но и вовсе не разработан.

 
 
Всадники
В. А. Серов Всадники, 1910
Новичок
А. П. Рябушкин Новичок, 1900
Мечты
В. Д. Поленов Мечты, 1890-1900-s
Капри. Море
М. В. Нестеров Капри. Море, 1908
Соловки
М. В. Нестеров Соловки, 1917
© 2017 «Товарищество передвижных художественных выставок»