Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

Передвижная судьба «доки» Крамского

В начале 1869 года, когда Ивана Крамского уже «догрызали» сомнения в целесообразности пребывания в Артели художников, он встретился с учеником профессора Маркова, москвичом Григорием Мясоедовым. Идеи передвижных выставок, сформулированные Мясоедовым, появлялись ранее и у Крамского. В лице московского коллеги он нашел и единомышленника, и соратника по «войне» против Академии.

В 1870 году Крамской в числе пятнадцати выдающихся русских художников стал учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. За свой широкий кругозор, прогрессивно-демократические идеи и смелость их выражения Крамской еще в Артели получил прозвище «дока» и пользовался огромным авторитетом в среде передвижников.

Организаторская работа в Товариществе

Горячо болевший за идеи передвижничества, Крамской принимал самое активное участие в организации выставок. Первая экспозиция, стартовавшая в Санкт-Петербурге, прошла с огромным успехом, во многом благодаря отличным организаторским способностям Ивана Крамского. Впоследствии, в период спада спроса на художественные творения, именно Крамской «обнажил» главную проблему российского рынка произведений искусства, отметив, что общество еще не готово окупать такую «экзотику», как художник. В числе заслуг Крамского и воспитание молодых талантов, среди которых — выдающийся живописец Илья Репин.

В 1874 году Крамской принимал участие в комиссии, обсуждавшей возможность слияния передвижных выставок с ежегодными академическими экспозициями. Это был важный шаг на пути регламентирования государственных (Академия) и материально-общественных (Товарищество) интересов.

Разлад в товарищах. Межличностные конфликты

Всегда и во всем отстаивающий свою точку зрения, стремящийся к лидерству Иван Крамской был весьма скор на выводы о людях и часто несдержан в словесных оценках. Из-за этого у художника то и дело вспыхивали конфликты как с идейными врагами, так и с сотоварищами по цеху. Один из таких конфликтов возник вскоре после организации Товарищества с неформальным лидером передвижников Николаем Ге. Противостояние было настолько острым, что его даже пытались использовать в своих целях сторонники академизма, заинтересованные в том, чтобы внутри Товарищества произошел раскол (бесталанный пейзажист Орловский несколько лет пытался плести интриги вокруг Ге и Крамского). Однако планам не суждено было осуществиться: несмотря на то что межличностные отношения между двумя учредителями Товарищества безнадежно испортились, на судьбе организации в целом это не отразилось.

Позже произошла громкая история с художником польского происхождения Семирадским, которого при активном участии Крамского члены Товарищества буквально «выпихнули» из российского искусства, да и из России в целом. Из-за этого выдающиеся творения мастера академизма были недоступны российским зрителям почти сто лет.

Борьба с Академией

На протяжении всей своей деятельности в рядах Товарищества передвижных художественных выставок Иван Николаевич Крамской не оставлял намерения низвергнуть Академию художеств с ее устаревшим подходом к искусству. Одним из самых мощных ударов по Академии стала статья в «Новом времени», где Крамской обвиняет учебное заведение в отсутствии талантов, косности и стремлении задушить свободу проявления молодых талантов. После этой статьи на сторону передвижников перешли Поленов и Репин.

Позже конфликт между враждующими сторонами обострился еще сильнее, когда Академия запретила передвижникам использовать свои залы для выставки. Это решение было ощутимым финансовым ударом по интересам Товарищества. Президент главного художественного заведения страны готов был изменить свое решение взамен на возврат передвижников (а главное — мятежного Крамского) в стены Академии. Предложение было отвергнуто и горячо осуждено Иваном Николаевичем.

В начале 80-х годов Крамской, неожиданно для членов Товарищества, соглашается писать портреты членов царской семьи. Этот шаг вызвал бурю протеста у передвижников, и отношения Крамского с Товариществом перешли в фазу неприкрытой конфронтации. Словно в отместку за все прежние резкие высказывания, члены Товарищества обвинили художника в неискренности, отказе от идеи и потворстве собственным меркантильным интересам. Последние годы жизни Крамской провел в идеологическом одиночестве — почти все коллеги по Товариществу отвернулись от него.

 
 
Флоренция. Прогулка (жена и дети художника)
В. И. Суриков Флоренция. Прогулка (жена и дети художника), 1900
Портрет художника И.Н. Крамского
И. Е. Репин Портрет художника И.Н. Крамского, 1882
Порожняки
И.М. Прянишников Порожняки, 1872
Художник на берегу
И.П. Похитонов Художник на берегу
Девушка у пруда. (Портрет Н.М. Нестеровой)
М. В. Нестеров Девушка у пруда. (Портрет Н.М. Нестеровой), 1923
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок»