|
Передвижная судьба «доки» КрамскогоВ начале 1869 года, когда Ивана Крамского уже «догрызали» сомнения в целесообразности пребывания в Артели художников, он встретился с учеником профессора Маркова, москвичом Григорием Мясоедовым. Идеи передвижных выставок, сформулированные Мясоедовым, появлялись ранее и у Крамского. В лице московского коллеги он нашел и единомышленника, и соратника по «войне» против Академии. В 1870 году Крамской в числе пятнадцати выдающихся русских художников стал учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. За свой широкий кругозор, прогрессивно-демократические идеи и смелость их выражения Крамской еще в Артели получил прозвище «дока» и пользовался огромным авторитетом в среде передвижников. Организаторская работа в ТовариществеГорячо болевший за идеи передвижничества, Крамской принимал самое активное участие в организации выставок. Первая экспозиция, стартовавшая в Санкт-Петербурге, прошла с огромным успехом, во многом благодаря отличным организаторским способностям Ивана Крамского. Впоследствии, в период спада спроса на художественные творения, именно Крамской «обнажил» главную проблему российского рынка произведений искусства, отметив, что общество еще не готово окупать такую «экзотику», как художник. В числе заслуг Крамского и воспитание молодых талантов, среди которых — выдающийся живописец Илья Репин. В 1874 году Крамской принимал участие в комиссии, обсуждавшей возможность слияния передвижных выставок с ежегодными академическими экспозициями. Это был важный шаг на пути регламентирования государственных (Академия) и материально-общественных (Товарищество) интересов. Разлад в товарищах. Межличностные конфликтыВсегда и во всем отстаивающий свою точку зрения, стремящийся к лидерству Иван Крамской был весьма скор на выводы о людях и часто несдержан в словесных оценках. Из-за этого у художника то и дело вспыхивали конфликты как с идейными врагами, так и с сотоварищами по цеху. Один из таких конфликтов возник вскоре после организации Товарищества с неформальным лидером передвижников Николаем Ге. Противостояние было настолько острым, что его даже пытались использовать в своих целях сторонники академизма, заинтересованные в том, чтобы внутри Товарищества произошел раскол (бесталанный пейзажист Орловский несколько лет пытался плести интриги вокруг Ге и Крамского). Однако планам не суждено было осуществиться: несмотря на то что межличностные отношения между двумя учредителями Товарищества безнадежно испортились, на судьбе организации в целом это не отразилось. Позже произошла громкая история с художником польского происхождения Семирадским, которого при активном участии Крамского члены Товарищества буквально «выпихнули» из российского искусства, да и из России в целом. Из-за этого выдающиеся творения мастера академизма были недоступны российским зрителям почти сто лет. Борьба с АкадемиейНа протяжении всей своей деятельности в рядах Товарищества передвижных художественных выставок Иван Николаевич Крамской не оставлял намерения низвергнуть Академию художеств с ее устаревшим подходом к искусству. Одним из самых мощных ударов по Академии стала статья в «Новом времени», где Крамской обвиняет учебное заведение в отсутствии талантов, косности и стремлении задушить свободу проявления молодых талантов. После этой статьи на сторону передвижников перешли Поленов и Репин. Позже конфликт между враждующими сторонами обострился еще сильнее, когда Академия запретила передвижникам использовать свои залы для выставки. Это решение было ощутимым финансовым ударом по интересам Товарищества. Президент главного художественного заведения страны готов был изменить свое решение взамен на возврат передвижников (а главное — мятежного Крамского) в стены Академии. Предложение было отвергнуто и горячо осуждено Иваном Николаевичем. В начале 80-х годов Крамской, неожиданно для членов Товарищества, соглашается писать портреты членов царской семьи. Этот шаг вызвал бурю протеста у передвижников, и отношения Крамского с Товариществом перешли в фазу неприкрытой конфронтации. Словно в отместку за все прежние резкие высказывания, члены Товарищества обвинили художника в неискренности, отказе от идеи и потворстве собственным меркантильным интересам. Последние годы жизни Крамской провел в идеологическом одиночестве — почти все коллеги по Товариществу отвернулись от него.
|
В. И. Суриков Флоренция. Прогулка (жена и дети художника), 1900 | И. Е. Репин Портрет художника И.Н. Крамского, 1882 | И.М. Прянишников Порожняки, 1872 | И.П. Похитонов Художник на берегу | М. В. Нестеров Девушка у пруда. (Портрет Н.М. Нестеровой), 1923 |
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок» |