Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

Медали за «лапти да сермяги»

Академия художеств была консервативным институтом, и ее руководство мало занимали интересы публики. Монументальные полотна на библейскую, мифологическую тематику были оторваны от жизни, и выставки, вход на которые всегда был бесплатным, почти не привлекали посетителей.

В обществе существовал высокий спрос на портретную живопись, но высокооплачиваемые заказы получали иностранные художники, а отечественный рынок художественной продукции XVIII —первой четверти XIX века еще практически не был сформирован. Состоятельные люди не имели потребности даже украшать пейзажами или жанровой живописью свои дома, не говоря о том, чтобы коллекционировать картины.

Француз Форсиа де Пиль, приехавший в Россию в 1972 году, писал: «Русские по какой-то губительной для их страны несправедливости, хотя и превозносят своих соотечественников и чернят иностранцев, тем не менее все-таки отдают предпочтение работе последних и оплачивают ее ценой золота, поддерживая тем самым, естественно, уныние и апатию в художниках русских».

По истечении нескольких десятилетий, полных событиями (поражение в Крымской войне, восстание декабристов, царствование Николая I), в стенах Академии все было по-прежнему. Время шло, публика становилась все более равнодушной, и Совету Академии приходилось идти на уступки. «Третьестепенный жанр» (жанровая живопись) оттеснил масштабные батальные сцены, мифологические и библейские сюжеты (историческую живопись). Медали, как писал Крамской, стали присуждать «за лапти да сермяги».

Названия картин, авторы которых получили медали после начала «оттепели» в Академии, в 1858–1861 годах, говорят сами за себя: «Разносчик», «Татарин, продавец халатов», «Светлый праздник нищего», «Отдых на сенокосе», «Пьяный отец семейства», «Поздравление молодых в доме помещика». Никаких богов и героев, персонажи картин — обычные люди. В 1861 году (в этом же году отменили крепостное право) сразу три автора жанровых полотен получили большие золотые медали и право на шестилетнюю поездку в Италию — небывалое событие в стенах этого консервативного учебного заведения. Обычно за большие золотые медали боролись исторические живописцы, жанровые не могли и мечтать о победе в конкурсе.

Несколько талантливых воспитанников просят Совет перевести их из класса исторической живописи к жанровым художникам. Совет идет на уступку: профессора, надеясь, что это небольшое послабление позволит сохранить академический уклад неизменным, готовы пойти навстречу. Но это послабление было единственным — и последним.

Однако вскоре, после того как Совет в борьбе за сохранение высокого стиля в искусстве ужесточит правила проведения конкурса за большую золотую медаль, созреет «Бунт четырнадцати».

 
 
Полдень. В окрестностях Москвы
И. И. Шишкин Полдень. В окрестностях Москвы
Октябрь. Домотканово
В. А. Серов Октябрь. Домотканово, 1895
Задворки
И.М. Прянишников Задворки, 1879
Утопленница
В. Г. Перов Утопленница, 1865
Портрет Отто Юльевича Шмидта
М. В. Нестеров Портрет Отто Юльевича Шмидта, 1937
© 2017 «Товарищество передвижных художественных выставок»