Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

О здоровье и болезни

Древние египтяне видели причины болезней не только в том, что в тело больного вселился злой дух, но и в таких явлениях, как нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды. В V веке до н. э. они были убеждены, что все людские недуги происходят от пищи, и лечились очищением желудка с помощью слабительных и, между прочим, клистира, то есть клизмы, изобретение которой им и приписывается.

В древнеиндийской аюрведической медицине (аюрведа в переводе с санскрита — «учение о долгой жизни») здоровье понималось как уравновешенное состояние трех субстанций — воздуха, огня и воды, носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь. Кроме того, здоровье — это правильное совершение жизненных отправлений тела, нормальное взаимодействие органов чувств и ясность ума. Соответственно болезнь — нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (земли, воздуха, огня, воды и эфира), в том числе влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.

В Древнем Тибете считали, что «болезней три — ветер, желчь и слизь» и что «страсть, гнев, невежество — эта тройка является причиной, порождающей ветер, желчь и слизь».

В древнекитайской натурфилософии считалось, что здоровье — это результат равновесия начал инь и ян, а болезнь — нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединяются в несколько синдромов, которые подразделяются на две группы: синдромы избытка — ян-синдромы и синдромы недостатка — инь-синдромы.

Великий древнегреческий философ Демокрит писал в V—IV веках до н. э.: 4 Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому Невоздержанностью своею противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья благодаря своим страстям».

Как это ни удивительно, но даже по мере развития медицинских знаний, особенно бурного в XIX и XX веках, вопрос о причинах болезней становился не намного яснее. Недаром великий физиолог И.П. Павлов говорил: «Этиология* — самый слабый отдел медицины. И в самом деле, разве обыкновенно причины болезни не закрадываются и не начинают действовать в организме раньше, чем больной делается объектом медицинского внимания?»

Болезнь как прямое следствие причин болезни — это слишком упрощенное представление. Болезнь или здоровье является результатом взаимодействия болезнетворных факторов (вирусов, излучения или стресса) и факторов, благоприятных для здоровья, таких как исправная иммунная система, хорошая конституция или хорошо разработанная стратегия для преодоления стресса.

Человеческий организм, как и любой живой организм, является открытой системой. В живом организме все время что-то разрушается и одновременно что-то другое создается (синтезируется) — именно в этом и заключается обмен веществ. Поэтому в организме невозможно «навести порядок раз и навсегда»: любой живой организм «время от времени» болеет и в какой-то степени это можно считать нормой.

 
 
Слепцы (Слепые калеки под Киевом)
Н. A. Ярошенко Слепцы (Слепые калеки под Киевом)
Усадьба летом
А. С. Степанов Усадьба летом
Первые христиане в Киеве
В. Г. Перов Первые христиане в Киеве, 1880
Река осенью
П. И. Петровичев Река осенью, 1926
Скульптурная мастерская
С. В. Малютин Скульптурная мастерская, 1903
© 2019 «Товарищество передвижных художественных выставок»