Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

Загадка Эхнатона

Еще в XIX веке антропологи и этнографы обратили внимание на странный обычай — туго спеленывать голову новорожденного ребенка и оставлять на долгое время, иногда до конца его роста. Речь идет о традиции, широко практиковавшейся в древности и сохранившейся до сих пор у некоторых племен в самых экстремальных формах — в виде конуса, цилиндра или настоящей тыквы. До сих пор ученые спорят, отражалось ли подобное вмешательство на здоровье человека. Некоторые полагают, что серьезных последствий это не имело, другие — будто повышалась его агрессивность и даже вело к легким формам эпилепсии. Но среди наиболее очевидных сопутствующих деформации патологий отмечено повышение внутричерепного давления. Несмотря на возможные побочные эффекты, многие народы в древности (например, хорезмийцы, поздние сарматы, аланы) прибегали к разным ухищрениям, чтобы придать своим детям необычный облик, и делали это не только в угоду моде и специфическим представлениям о красоте. Это было и очень престижно, особенно в первом тысячелетии нашей эры, в эпоху так называемого великого переселения народов. Гуннская и аланская элита так «украшала» головы, придавая им разнообразные формы, чтобы подчеркнуть высокий социальный статус.

Деформация была распространена не только на евразийском континенте. По этнографическим данным этот обычай известен достаточно широко в Африке. У мангбету, бушонго и ашанти такая традиция служила знаком благородного происхождения.

Обращаясь к более ранним эпохам, специалисты не могли избежать обсуждения этой практики в Древнем Египте. Для додинастического периода, как и в Древнем Царстве, достоверных случаев деформирования черепов пока не известно. Внезапный расцвет этой традиции отмечен в период правления фараонов XVIII династии (XIV век до н. э.). Этот феномен учеными отмечен сперва не на палеоантропологических материалах, а на произведениях искусства. Члены семьи религиозного реформатора Эхнатона, его приближенные, изображались с деформированными головами. Это показалось исследователям очень логичным. Если во многих культурных традициях деформация головы была уделом элиты, на которую шли, невзирая на возможный ущерб для здоровья, то для таких высокопоставленных особ как дети фараона применение подобного обряда «напрашивалось» само собой.

Однако ученых ждало разочарование: изучение мумий того периода не подтвердило широкого распространения преднамеренного деформирования головы. Тогда возникли предположения, что некоторые патологические особенности строения черепа самого Эхнатона (фигуры, по- прежнему, очень загадочной) могли повлиять на возникновение определенного изобразительного канона — скульптурные портреты его детей, жену и приближенных.

На помощь египтологам и искусствоведам попробовала прийти наука, изучающая болезни древнего населения (палеопатология). Классик британской палеопатологии Колвин Веллс (Wells) еще в 1964 году отмечал, что у Эхнатона могла быть редкая и необычная форма акромегалии — тяжелого эндокринного заболевания, вызывающего внезапный рост определенных частей тела и появление пигментных пятен на коже во взрослом состоянии. Но эта гипотеза тоже быстро отпала, а ведь, если это заболевание передалось по наследству его дочерям, оставалось непонятным, почему удлиненная форма головы отчетливо видна в изображениях супруги фараона и некоторых высших сановников.

вулкан делюкс игровые автоматы

 
 
Иерусалим
Н. A. Ярошенко Иерусалим
Зима в Москве
В. И. Суриков Зима в Москве, 1884-1887
Ивы у пруда
А. К. Саврасов Ивы у пруда, 1872
Портрет композитора М.П. Мусоргского
И. Е. Репин Портрет композитора М.П. Мусоргского, 1881
Усадьба
И.П. Похитонов Усадьба
© 2018 «Товарищество передвижных художественных выставок»